Персональный сайт воспитателя Приходько Анастасии Валерьевны
 Педагогическая находка

Педагогическая находка

«Системно-деятельностный подход (технология «Ситуация») и игровая технология квест – игра в реализации программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

 

Подготовила: воспитатель  

высшей квалификационной категории

Приходько А.В.

    21 век  - это век технических профессий, однако, в нашей стане наблюдается дефицит качественных инженеров. Поэтому надежда возлагается на тех, кто сейчас только начинает знакомиться с техническими науками в детских сада и школах. По мнению педагогов, ребенок который не получил основы инженерного мышления и технической деятельности до семи лет в большинстве случаев не свяжет свою профессию с техникой. Что бы эти  мальчики и девочки через несколько лет стали лучшими в мире инженерами конструкторами, архитекторами и программистами интерес к технике им нужно прививать уже сейчас. Для решения этой непростой задачи, а так же  исполнения Указа Президента от 07 мая 2018 года «по внедрению новых методов обучения и воспитания образовательных технологий,  обеспечивающих освоение обучающихся базовыми навыками и умениями, повышение их мотивации в обучении и вовлеченности в образовательный процесс, а так же обновление содержания совершенствования методов обучения предметной области технология», группой специалистов дошкольного образования Самарской области совместно с российской академией образования была разработана парциальная программа «От Фребеля до робота».

    В 2021 году нашему образовательному учреждению был присвоен статус сетевой инновационной площадки,  по реализации данной программы.

Программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» - это одновременно и обучение, и детское техническое творчество, и развитие комплекса компетенций для успешной социализации, позволяющих ориентироваться в условиях современного мира, это возможность для детей реализовывать свои игровые интересы, потребности в самостоятельности и самореализации.

    Направление  новое, современное и интересное. Как же организовать свою работу с детьми, чтоб она была более интересной и доступной, ведь одной из основных задач педагога дошкольного учреждения является  подборка оптимальных форм и методов организации работы с детьми, которые помогут в развитии познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей?  

    Для решения этой задачи я использую в своей работе такие технологии как технология деятельностного метода (технология «Ситуация») и игровую квест – технологию. И это является моей педагогической находкой.

    Освоение дидактической системы деятельностного метода обучения дало мне возможность системно и надежно формировать у детей весь спектр деятельностных способностей и готовность к саморазвитию.

    Я стараюсь не облегчать задачи детей, а напротив, создаю такие ситуации, в которых  воспитанники делают свои маленькие открытия, исследуют, учатся находить самостоятельно правильные решения, ошибаются, пробуют, но непременно достигают успеха.  

   Использование технологии «Ситуация» в реализации программы «От Фребеля до робота» предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, дает возможность проявить каждому ребенку инициативу и активность, реализовать свои способности.  

   Образовательный процесс, построенный на основе системно-деятельностного подхода, ориентирован на получение детьми знаний не в готовом виде, а в процессе поиска, что  обуславливает постановку детской цели.  

   В контексте ситуационного подхода на занятиях мотивационный эффект дает проблемная ситуация. На этапе «Введение нового понятия» составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит введение в проблемную ситуацию. Например, педагог организует обсуждение с детьми проблемы в квест - игре.

   Это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила. В ней  задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество.

   Квест-технология  появилась  на основе компьютерных  игр  жанра Quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, поиск предмета, приключений») – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда препятствий.  

   Квест –  это игровая деятельность, в которой мотивация у ребенка сохраняется  на протяжении всей игры.

Дети совершают некоторую прогулку в мир разных видов конструкторов, предметов, манипулируют с ними, знакомятся с их свойствами, разрешают проблемную игровую ситуацию.

На этапе актуализации игра помогает мне, понять уровень знаний детей по заданной теме, насколько у детей развиты конструктивные навыки и умения.

   На этапе «Стимулирование инициативы детей» используется мотивирование к деятельности и обращение к опыту детей.

На протяжении всего занятия, проговаривая  свои  мысли  вслух,  детям  дается возможность самим рассказать о своем результате: что получилось, а что нет, что бы хотелось исправить. Уточняющие вопросы и беседы с детьми, анализ коллективной деятельности, опрос позволяет создать положительное настроение и повысить интерес к занятию.

Не менее важной задачей является воспитание бережного отношения к продуктам конструктивной деятельности, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. В связи с этим я обращаю внимание детей на осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим результатам творческой деятельности.

     Таким образом, процесс реализации системно-деятельностного подхода в конструировании, осуществляется не тогда, когда ребенок воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной игровой деятельности, направленной на «открытие нового знания». Я вижу на практике, как «работает» технология «Ситуация», как дети ежедневно делают свои  маленькие открытия, познают окружающий мир и вместе со мной, получают первый опыт взаимодействия, преодоления трудностей, опыт общения.  

     Научив старших дошкольников,  работать в маленьких творческих группах, маленьких командах, которые могут  ставить цели и решать задачи,  договариваться, слушать себя и других, соглашаться или не соглашаться с другим мнением, мы поможем детям  достигнуть успехов в общении со сверстниками в школе. Они будут успешными специалистами,  правильно смогут построить свою профессиональную жизнь, правильно подойти к выбору своей будущей профессии. И та  самая задача, ранняя профориентация, которая сейчас стоит на достаточно  высоком уровне нами бы была успешно совершена.

      На занятиях моделирования и конструирования старшие дошкольники получают первое представление о работе инженеров, архитекторов и строителей развивают конструктивную деятельность и творческое мышление. Работа с оборудованием помогаем выделить одаренных детей. Стимулировать их интерес к научно – технической деятельности, а значит, через несколько лет в наших вузах будет больше специалистов технических профессии, а на предприятиях больше  инженеров – конструкторов, которые сделают нашу страну лучше.

      Реализация данных технологий делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, формирует необходимые умения опыт деятельности необходимый для последующего успешного обучения в начальной школе. А так же формирует качеств личности являющейся целевыми ориентирами в ФОП ДОУ.

СКАЧАТЬ

 

Суббота, 27.04.2024, 19:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz