Персональный сайт воспитателя Приходько Анастасии Валерьевны
 План по самообразованию на 2021-2022 уч.год.

План работы

по самообразованию на тему:

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

На 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей дошкольного возраста.

В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко).

В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия

«среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметно- пространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.).

Как указывает С. Л. Новоселова, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка .

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно- пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия .

В современном учреждении дошкольного образования предметно- пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям:

  1. Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно- пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
  2. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  1. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
  2. Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
  3. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
  4. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения. Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого- педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога проектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Таким образом, среда должна:

  • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждать детей к деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельности и творчества;
  • обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

  • «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
  • «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
  • «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем .

 

Суббота, 27.04.2024, 13:57
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz