Перспективный план работы по теме "Полезные ископаемые" в подготовительной к школе группе
Цели работы: дать детям представления о полезных ископаемых, залегающих в глубинах и на поверхности земли. Рассказать, почему они «ископаемые» и почему «полезные». Познакомить детей с разнообразием богатств Братского района. Прививать интерес к исследованию
природных ресурсов и учить рационально их использовать в будущем.
Сентябрь
Тема: «Кто такие геологи и чем они занимаются?»
Работа в уголке природы:
Продолжать знакомить детей с интересными профессиями, дать представление о структуре трудового процесса геолога (цель и мотив, материалы, инструменты, оборудование, трудовые действия, результат).
Дать представление о роли современной техники и оборудования в трудовой деятельности геологов (ускорение получения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда геологов).
Воспитывать в детях чувство уважения и благодарности к геологам, благодаря труду которых люди узнали места, где залегают полезные ископаемые.
Работа с картой
Показать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте.
Тема: «Песок - природный материал».
Работа в мини – лаборатории
1. Познакомить детей с песком — рыхлой горной породой. Выявить в лаборатории свойства влажного и сухого песка.
2. Продолжать учить детей работать за лабораторными столами, с лабораторной посудой.
Работа в уголке природы
Рассказать (с использованием ширмы) о применении кварцевого песка:
— в строительстве (применяется как добавка при строительстве дорог, при изготовлении цемента и скреплении этим раствором кирпичей при постройке зданий);
— при производстве стекла и зеркал;
— при производстве стеклянной посуды и хрусталя;
— для обустройства пляжей.
Работа с картой
Нанести на карту района места добычи песка, песчаных карьеров (работа с условным обозначением).
Октябрь
Тема: «Бывают ли мягкие камни?» («Что делают из глины?»).
Работа в уголке природы
1. Продолжать знакомить детей с новыми интересными профессиями (гончар, скульптор), с различными изделиями из глины (сувениры, посуда).
2. Рассказать, что в природе глина встречается разного цвета (красная, белая, голубая, коричневая) и разного качества; из белой глины делают столовую посуду.
3. Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве.
Работа в мини – лаборатории
1. Выявить свойства и качества сухой и влажной глины.
2. Показать состав глины (полевой шпат и слюда), сравнить ее с камнем. Рассказать о том, что под воздействием рук человека влажная глина становится пластичной и хорошо лепится. Сравнить песок и глину, подвести детей к выводу о том, что пластичность глины человек использует для изготовления посуды.
Работа с картой
Нанести на карту условные обозначения.
Тема: «Какой он, цемент?»
Работа в уголке природы
1. Продолжать формировать у детей интерес к разнообразным природным ресурсам.
2. Познакомить с породой мергель и с переработкой мергеля в цемент.
3. Рассказать с помощью моделей об этапах получения цемента на цементном заводе родного города:
— добыча мергеля в карьере;
— доставка в сырьевой цех;
— обжиг породы в печах;
— цех помола;
— цех готовой продукции (упаковка);
— транспортировка цемента грузовым транспортом и железной дорогой в разные пункты.
4. Наглядно (с помощью ширмы) показать применение цемента в строительстве.
Работа с картой
Поработать с картой района — нанести условное изображение цемента на месте расположения г. Вихоревка.
Работа в мини - лаборатории
1. Выявить вяжущие свойства цемента.
2. Изготовить из цемента плиты-кирпичики и выполнить совместную постройку «Плиточный домик».
Ноябрь
Тема: «Щебень и гравий — бутовый камень».
1. Закрепить знания детей о разработке карьеров при добыче полезных ископаемых, находящихся под землей, работе подрывников (сложная и опасная).
2. Познакомить с новой породой — бутовым камнем. Рассмотреть схему завода по переработке бутового камня в щебень, крошку, гравий. Рассказать об их применении в строительстве дорог, мостов, изготовлении железобетонных плит.
Работа с картой
Нанесение условных обозначений щебня и крошки (бутового камня) на карту района.
Работа в мини – лаборатории
1. Рассмотреть бутовый камень, щебень, гравий. Выявить их основных свойства (цвет, блеск), сравнить по плотности/рыхлости с песком, по тяжести/легкости между собой. Выявить, как ведут себя эти материалы в различных средах — на воздухе, в воде, в цементе.
2. Сравнить две плиты (одна из цемента, а другая из смеси цемента и щебня) по хрупкости.
Объяснить детям, что щебень и гравий — нужные компоненты для производства строительных растворов, они придают большую прочность изделиям и покрытиям.
Тема: «Известняк».
1. Закрепить знания детей о том, что все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, — это полезные ископаемые. Рассказать о том, что наш район богат полезными ископаемыми, многие месторождения уже открыты.
2. Дать понятие об извести, получаемой из известняка.
3. Показать известняк и известняк-ракушечник, рассказать о них.
Работа в мини-лаборатории
1. Рассмотреть известняк, выявить его основные свойства, сравнить с известняком-ракушечником — выявить их сходства и различия, растворимость в жидкостях.
2. Рассказать об использовании и значении известняка в строительстве, в быту, в сельском хозяйстве.
Работа с картой
Нанести на карту условные обозначения известняка.
Декабрь
Тема: «Каменный уголь и мел».
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.
2. Используя схему (разрез шахты), дать детям представление о том, как происходит добыча каменного угля закрытым способом, как каменный уголь и мел используются человеком (отапливание помещений, заводов, изготовление лаков, красок, лекарств и др.).
3. На моделях показать этапы образования каменного угля в толще земли.
Работа в мини- лаборатории
1. Закрепить умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать у детей сенсорные ощущения.
2. Определять основные свойства каменного угля (цвет, блеск, прочность, прозрачность, шероховатость, способность оставлять следы, нерастворение в жидкостях).
Работа с картой
Нанести условные обозначения каменного угля и мела (месторождения Братского района).
Январь
Тема: «Простые и ценные камни в природе».
1. Продолжать развивать у детей интерес к явлениям неживой природы.
2. Дать детям представление о том, что камни в природе есть везде — в земле, по берегам рек и озер, на дне морей; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.
3. Показать детям, что гранит состоит из отдельных зерен (кварца, слюды и полевого шпата).
4. Дать представление о поделочных камнях (мрамор, гранит), которые хорошо полируются и благодаря этому применяются для отделки зданий, изготовления постаментов, памятников.
Работа в лаборатории
Развивать сенсорные ощущения; умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств; называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый, округлый, угловатый, окатанный, отполированный).
Работа с картой
Нанести условные обозначения гранита и мрамора (Братский район и другие местности, например).
Февраль
Тема: «Железная руда».
Дать детям представление о том, что железная руда — ценнейшее полезное ископаемое, ее добыча происходит глубинным и открытым способами.
Работа в лаборатории
1. Определить цвет железной руды (темно-коричневый).
2. Поднеся магнит к кусочкам железной руды, выявить свойство намагничивания.
Делая манипуляции с железной рудой, определить, что это плотное, мелкозернистое вещество. Руда тяжелая, тяжелее гранита. Она прочнее угля (он хрупок). Основное ее свойство — плавкость. Из железной руды получают чугун в доменных печах и сталь в мартенах. Продолжать знакомить детей с почетными профессиями горняка, сталевара, металлурга.
3. Путем моделирования показать процесс превращения железной руды в чугун и сталь.
Работа в уголке природы
1. Используя физическую карту страны, рассказать о том, что Россия по запасам железной руды первая в мире. Показать месторождения в разных районах страны.
2. Используя стенды, показать детям, как много изделий получают из железной руды (станки, вагонные колеса, батареи, сковороды, рельсы, сельхозтехнику и детали машин, ножницы, металлические листы, листы для производства банок для упаковки консервов, гвозди, ложки, отвертки, сверла и т. п.).
Март
Тема: «Камень, рожденный деревом».
1. Закрепить знания детей об объектах неживой природы (мел, уголь, мрамор, гранит).
2. Познакомить с камнем, рожденным деревом, — солнечным янтарем (этапы образования из смолы).
3. Воспитывать бережное отношение к полудрагоценным и драгоценным камням, учить детей видеть красоту камня.
4. Рассказать об использовании янтаря.
Работа в мини – лаборатории
1. Продолжать учить детей выделять основные свойства янтаря, необработанного и обработанного человеком (цвет, гладкость, шероховатость; мягкий, легко крошится, мутный, тусклый, не сверкает, не блестит), закрепить умение работать с лупой.
2. Опытническая деятельность с заменителем смолы — клейкой лентой.
Работа в уголке природы
1. Работа с физической картой России.
2. Рассказ о драгоценных металлах, в которые оправляют драгоценные камни (золото, серебро).
3. Рассматривание картины В. Васнецова «Три царевны подземного царства». Первая царевна — владычица меди,
вторая — серебра, третья — золота. Рассказать детям, что они олицетворяют богатство подземных недр земли русской, Российской.
Апрель
Тема: «Соль в солонках».
Предварительная работа: чтение сказки «Откуда соль берется?» Л. Мезинова.
Рассказать детям о том, что для приготовления пищи используют каменную (поваренную) соль, так как основное ее свойство — соленость. Подвести детей к выводу о том, что каменная соль — важнейшее полезное ископаемое.
Работа в мин - лаборатории
1. Путем проведения лабораторных опытов выявить основные свойства каменной соли (белого цвета, состоит из отдельных кристалликов кубической формы, плотно прилегающих друг к другу; соль похожа на камень, легко растворяется в воде, имеет соленый вкус, при ударе рассыпается на отдельные кристаллики и т. д.).
2. Экспериментом доказать детям, что соль может откладываться на предметах и объектах путем выпаривания из насыщенного соляного раствора.
3. Рассмотреть на рисунках-схемах работу горняков в соляных шахтах.
4. Рассказать об основных месторождениях каменной соли в нашей стране (озеро Баскунчак, горы Карпаты). Отметить их на физической карте России, рассказать о применении каменной соли (употребляют в пищу, служит для получения соды, соляной кислоты, хлора и других веществ).
5. Рассказать детям о том, что соль используют лесники для подкормки лесных обитателей (лизунцы), о лечебных свойствах соляных пещер (в них хранят древние книги, вещи).
6. Рассказать детям о том, что, кроме каменной соли, добывают калийную соль, которая по внешнему виду похожа на обычную каменную соль, но бывает окрашена примесями в различные цвета. Много калийной соли добывается на Урале (Соликамск). Калийная соль — ценное удобрение. Эти удобрения вносят под картофель, морковь, лук, чеснок и другие растения. Их применяют фермеры на лугах для улучшения укоса травы на корм скоту (сена).
Май
Тема: «Кладовая земли».
1. Закрепить у детей первоначальные представления о внутреннем содержании земли.
2. Развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам,
3. Воспитывать разумное отношение к богатствам природы родного края (в форме развлечения).
Скачать |