Конспект познавательного занятия с детьми 6 – 7 лет
Тема: «Земля-кормилица»
Цель: Расширять представление о развитии растений в разных условиях.
Задачи:
Образовательные:
-научить анализировать результаты своих наблюдений, устанавливая простейшие причинно-следственные связи;
- обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Развивающие: продолжать учить анализировать результаты своих наблюдений, устанавливая простейшие причинно-следственные связи.
Упражнять в словообразовании, в подборе эпитетов.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к хлебу и труду людей, его выращивающих.
Активизация словаря:
Предварительная работа: Беседы «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи?»; дидактические игры: «Что из чего?», «Угадай и назови», «Что где хранится», «Кто растит хлеб для всех людей?», «А какой он хлеб?»; создание альбома «Загадки о хлебе»; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе.
Развивающая предметно-пространственная среда: три горшочка с побегами с разной почвой, сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришёл?», иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие учёные! Прошло достаточно много времени с того момента, как вы посадили зёрна злаков в горшочки с землёй, песком и опилками. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями. Расскажите, как вы ухаживали за растениями.
(Дети рассказывают и показывают педагогу результаты опыта.)
Воспитатель: Интересно, почему в одних горшочках побеги растений сочные, ярко-зелёные, а в других - бледные и слабые?
Дети. Зёрна, посеянные в горшочки с землёй, взошли дружно, дали самые сильные побеги. Перегнившие листья, травинки, веточки, которые находятся в земле, содержат необходимые для роста растений полезные вещества.
Воспитатель: Откуда вы это знаете?
Дети. Мы рассматривали частицы земли в микроскоп.
Педагог (указывает на побеги, выросшие на песке).
Воспитатель: посмотрите на ростки.
Почему они тонки?
Дети.
Жизнь побегов нелегка
В этой почве из песка.
Песок не удерживает влагу, быстро пересыхает, в нём нет полезных веществ, необходимых для роста растений.
Воспитатель: покажите растения, выросшие на опилках, расскажите, как они развивались.
Ответы детей.
Воспитатель: почему эти побеги (указывает на тонкие, вытянутые растения) стали такими длинными и тонкими? Что представляют собой опилки?
Дети: опилки - маленькие частицы древесины, они долго удерживают влагу, но в них нет питательных веществ.
Воспитатель: интересные наблюдения. А какие выводы вы можете сделать?
Ребёнок.
Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу.
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком.
Воспитатель: правильно. Вы наблюдательны и любознательны, как настоящие учёные. Только на плодородной земле можно вырастить хороший, богатый урожай. Недаром землю называют кормилицей-матушкой.
Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле».
Дети поочерёдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки. («От земли хлеб, от хлеба - богатство», «Мать добра для свои детей, а земля - для всех людей», «Землица - матушка наша: и кормит, и поит, и одевает», «Кто мать-землю любит, тот голоден не будет», «Земля заботу любит», «Земелька черна, а белый хлеб родит».)
Воспитатель: щедра наша земля-кормилица, только руки к ней приложи, и она тебя не оставит в нужде, воздаст за труд добрым урожаем. Недаром говорят: «Земля - мать, труд - отец».
Долог путь от посеянного в землю зерна до буханки хлеба на столе. Давайте рассмотрим картины, которые помогут ответить на вопрос, почему называют землю кормилицей.
Игра «Что сначала, что потом?»
Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришёл?», размещают их в логической последовательности.
Ребёнок.
Но не сразу стали зёрна Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно трудились на земле.
Воспитатель: давайте рассмотрим машины и приспособления, которые люди используют при выращивании злаков.
Ребёнок.
Гребнем частым, борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна Мягкую постельку.
Воспитатель: (показывает иллюстрацию). Какие работы выполняются на полях с использованием трактора? (На тракторе боронят, рыхлят, разбивают комья для того, чтобы земля стала мягкой и в ней хорошо сохранялась влага.) Для чего используют сеялки? (Сеют пшеницу, рожь.)
Ребёнок.
Сеял сеятель старинный из лукошка, решета.
Нынче сеялка - машина - Этим делом занята.
- Как вы думаете, для чего этот самолёт (показывает иллюстрацию) летает над полем? (С самолёта разбрасывают удобрения, распыляют вещества, которые отпугивают вредителей.)
Ребёнок.
Вьюга снежная клубится -
Прилетела чудо-птица.
Над полями всюду, всюду
Сыплет белый порошок.
Для вредителей - преграда,
Урожаю - хорошо!
- Для чего используются на полях комбайны? (Комбайн убирает урожай. Эта машина скашивает колосья, обмолачивает зерно.)
Ребёнок.
Так из колоса тугого
Выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово!
В ящик сыплется оно.
Воспитатель: Где хранят зерно? Что с ним делают на мельнице? (Зерно хранят на элеваторе. На мельнице его перемалывают в муку.)
Ребёнок.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.
Воспитатель: Что происходит дальше?
(Муку везут на хлебозавод, в пекарню, где из неё выпекают хлеб.)
Ребёнок.
Стали зёрнышки мукою,
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод
Грузовик муку везёт.
Воспитатель: Множество рук трудилось над пшеничными зёрнами для того, чтобы они превратились в каравай хлеба.
Ребёнок.
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен -
Выходи скорее в круг!
Дети водят хоровод «Собирайся, народ, в хоровод» (муз. В. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондратенко).
Воспитатель: Множество людей трудятся на земле, и она одаривает их богатым урожаем. Недаром говорят: «Какие труды, такие и плоды», «Как ты к земле, так и она к тебе».
Игра «Назови профессии».
Работает на тракторе - (тракторист).
Пашет землю - (пахарь, земледелец).
Работает на комбайне - (комбайнёр).
Разводит овощи - (овощевод).
Разводит сады - (садовод).
Выращивает хлеб - (хлебороб).
Воспитатель: Дети, подберите самые красивые тёплые слова, с которыми вы могли бы обратиться к нашей земле-кормилице. Какая она, земля-матушка? (Добрая, родная, любимая, богатая, щедрая, святая, плодородная.)
Закончите предложение: «Чтобы наша земля оставалась такой же красивой и щедрой, мы должны...» (Любить её. Ухаживать за ней. Беречь от пожаров. Не засорять.)
Дети, я думаю, что вы вырастите трудолюбивыми и заботливыми. Ведь именно такие люди нужны нашей земле-кормилице!
Скачать |