Планирование. Опытно - экспериментальной работы с детьми 6 - 7 лет
СЕНТЯБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ
«Растения»
Организация среды: 3 емкости: с ледяной водой, с прохладной водой, с теплой водой; 3 срезанных с клумбы цветка, 1—2 растения с наличием в окраске пурпурного пигмента; цветочный горшок с землей.
Цель опыта — подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Коррекционные задачи. Учить детей подбирать относительные прилагательные к существительным. Продолжать учить составлять и анализировать предложения об осени. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
Содержание работы. Срезать цветы на участке и поместить их в стаканы с водой разной температуры: ледяной (взятой из холодильника), прохладной и слегка теплой (близкой к комнатной температуре). Первый стакан поставить в холодильник, второй в прохладное место, третий в тепло. Проверить, через какое время появится разница в состоянии трех цветков и в чем она будет выражаться.
Подобрать 1—2 растения, у которых при общей зеленой окраске стебля и на нижней поверхности листьев присутствует небольшое количество пурпурного пигмента (бегония, колеус). Отсадить несколько побегов в отдельный горшок и после укоренения содержать их при температуре 10—15 °С. Через некоторое время убедиться, что интенсивность пурпурной окраски усилилась. Если такое растение перенести в теплое помещение, новые листья будут зелеными, но в листьях, образовавшихся на холоде, пурпурный пигмент не исчезнет. Таким образом, на одном и том же стебле будут находиться листья разной окраски.
Исследовательская деятельность. Укрыть парниковой пленкой клумбы с цветами. После заморозков: листья на деревьях и кустарниках почернели, а на укрытых клумбах листья и цветы остались зелеными.
Вывод. Для роста растений необходимо тепло.
ОКТЯБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Растения»
Организация среды: 2 емкости с водой, горшок с почвой; 3 емкости: с песком, с глиной, с черноземом; семена растений.
Цель опыта — дать детям представление о наличии в почве питательных веществ, об их необходимости для роста и созревания растений, о способах удобрения неплодородных почв.
Коррекционные задачи. Упражнять в умении отвечать на вопросы, образовании однокоренных слов. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику кисти рук. Закреплять понятия «поровну», «не поровну», «больше», «меньше».
Содержание работы. Насыпать в банку несколько столовых ложек почвы, взятой из цветочного горшка. Затем в банку налить такое количество воды, чтобы ее уровень был на 1—1,5 см выше уровня почвы. Содержимое хорошо перемешать и оставить банку на несколько часов. За это время вещества, содержащиеся в почве, растворятся и перейдут в воду. Чтобы процесс шел быстрее, необходимо перемешивать почву через 30—60 минут. Дождавшись, когда в очередной раз почва осядет и вода станет прозрачной, налить немного жидкости в небольшую металлическую или пластмассовую емкость и поместить ее в теплое место (на батарею отопления). Одновременно в другую банку налить такое же количество чистой водопроводной воды и поставить ее рядом с первой. После выпаривания на дне банки останутся белые пятна, образованные кристаллами солей, содержащихся в воде. Сравнить окраску пятен и размер в двух емкостях. Пояснить, что эти соли нужны растениям для нормальной жизнедеятельности.
Насыпать в 3 емкости песок, глину и чернозем. Посеять в них любые семена. Полив осуществлять по мере необходимости. Сначала разница между всходами будет незначительной, так как на ранних этапах своего развития проростки питаются запасными питательными веществами, содержавшимися в семени. Через несколько дней они перейдут на почвенное питание, и тогда станет заметной разница во внешнем виде экспериментальных растений.
Пересадить растения из песка и глины в плодородную почву. Дети делают это самостоятельно, стараясь не повредить корни. Дальнейшие наблюдения покажут, насколько эффективными окажутся принятые меры.
Исследовательская деятельность. Рассмотреть территорию участка. Обсудить с детьми, почему на дорожках не растет трава. Предложить потрогать почву в цветнике и на дорожке. Попытаться с помощью палочки сделать в ней ямки. Дети легко выкапывают ямки в цветнике и не могут сделать этого на дорожке. Воспитатель проводит параллель: детям не удалось прокопать землю на дорожке, слабые корни растений не смогут справиться с такой задачей.
Выводы. В почве содержится значительно больше солей, чем в воде. Эти соли нужны растениям для нормальной жизнедеятельности. Человеку тоже нужны соли, поэтому мы всегда подсаливаем свою пищу. А растения берут соли из почвы. Они называются питательными веществами.
Проростки, растущие на черноземе, будут крупными, сочными, ярко-зелеными. На песке растения развиваются медленнее: они выглядят слабыми и бледно-зелеными. В стаканчиках, заполненных глиной, появление всходов может затянуться, так как маленьким растениям трудно пробиться через тяжелую глину. Их развитие тоже затормозится, поскольку глина плохо пропускает воду и воздух. Семена растений, упавшие на дорожку, набухнут и даже прорастут. Все равно растения не будут здесь развиваться, так как корни не смогут проникнуть в почву. Обсудить проблему «Почему нельзя бегать по клумбам»: это уплотняет почву и ухудшает условия жизнедеятельности корней, а следовательно, и всего растения в целом.
ОКТЯБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ
«Вода»
Организация среды: 3 емкости с водой: с холодной, комнатной температуры, с горячей; трехлитровая банка с водой, противень, несколько кубиков льда.
Цель опыта. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной, ледяной. Показать наглядно принцип образования облаков.
Коррекционные задачи. Закреплять умение образовывать сравнительные прилагательные. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Закреплять знания о том, что эксперимент — один из способов познания окружающего мира. Воспитывать культуру экспериментальной работы.
Содержание работы. Приготовить 3 емкости с водой: одну с холодной, другую — с водой комнатной температуры, третью — с горячей. Попросить опустить одну руку в емкость с холодной водой, вторую — в емкость с горячей водой. Через несколько минут погрузить обе руки в воду комнатной температуры. Спросить, горячей или холодной кажется вода.
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и поставить его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в ней водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Исследовательская деятельность. Во время прогулки сравнить перистые облака и кучевые. Перистые облака появляютсяв ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом. Глядя на облака, предложить детям пофантазировать и представить, на кого они похожи, так как облака часто меняют форму.
Выводы. После погружения руки в горячую воду вода комнатной температуры будет казаться холодной. После погружения руки в холодную воду вода комнатной температуры будет казаться теплой.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
НОЯБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Источники звука и его распространение.
Способы восприятия звуков человеком
и животными»
Организация среды: детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложка, балалайка. Пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.
Цель опыта. Уточнить знание детьми понятия «звук». Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники. Сформировать представление о сходности и различии органов восприятия звуков человеком и животными.
Коррекционные задачи. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции на звук. Закреплять умение строить высказывания типа рассуждений. Развивать навык ориентировки в пространстве.
Содержание работы. Прослушать различные по тембру, громкости и длительности звуки музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка).
Определить отличия музыкальных звуков от звуков человеческой речи.
«Звучащий стакан». Надеть резиновое колечко на стакан, приложить стакан дном к уху. Побренчать натянутой резинкой как струной. Что можно услышать?
Рассмотреть схемы строения уха человека и животного. Сравнить ушные раковины у разных детей в группе. Что общее и чем отличаются?
Исследовательская деятельность. Определить отличия звуков природы (шуршание осенних листьев, падающей воды, скрипа снега и др.) от звука музыкальных инструментов и звуков человеческой речи.
Закрыть уши руками и прослушать разные звуки. Что происходит?
Выводы. Музыкальные звуки человек извлекает из созданных им инструментов. Эти звуки имеют различные длительность, тембр, громкость. Из них складываются мелодии. Звуки голоса производятся человеком без помощи искусственных приспособлений. Они тоже бывают разные в зависимости от того, кто их произносит — ребенок или взрослый, мужчина или женщина. Звуки природы существуют независимо от человека, они естественные.
Слышен громкий звук. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху. Их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания резинки в эксперименте передаются и воздуху, и корпусу стакана. Поэтому звук слышится громче.
Природа создала у человека и животных орган, специально предназначенный для слушания звуков. У людей уши различаются формой линий, но у всех находятся на голове — справа и слева от лица. У животных уши бывают разной формы, короткие и длинные, с кисточками на концах и т. д. и располагаются на голове выше, чем у человека. Животные умеют шевелить ушами, а человек — нет.
Когда уши закрыты руками, то звуки слышатся хуже, отдаленно. Это происходит потому, что колебания воздуха встречают препятствие и не могут проникнуть к барабанной перепонке. Уши необходимо беречь от громких звуков.
«Электромагнит. Современная техника»
Организация среды: 1 м изолированного провода, длинный железный гвоздь, батарейка на 6 вольт, металлические скрепки, салфетка.
Цель опыта. Развивать любознательность и способности ориентироваться в мире современной техники. Формировать представление об элементарных свойствах магнита.
Коррекционные задачи. Развивать мышление детей (операции анализа и сравнения), умение сопоставлять факты и делать выводы. Закреплять навыки количественного счета в пределах 10.
Содержание работы. Создание электромагнита «Магнит из гвоздя». Туго намотать провод вокруг гвоздя, оставив у каждого конца 15 см свободного провода. Снять изоляцию с обоих концов провода, укрепить концы провода у одного полюса батарейки. Прикоснувшись свободным концом провода к другому полюсу, гвоздь коснется кучки скрепок. Поднять гвоздь, не убирая концов провода с полюсов батарейки. Когда гвоздь начнет нагреваться, отсоединить провод от батарейки.
Исследовательская деятельность. «Парящий самолет». Вырезать из салфетки крыло длиной 3 см. Проткнуть его булавкой посередине, чтобы получился самолет. Привязать к булавочной головке нитку. Положить магнит на край стола или скамейки так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?
Выводы. Скрепки прилипают к гвоздю. Вокруг всех проводов есть магнитное поле, которое содержит электрический ток. У прямых проводов магнитное поле очень слабое. В эксперименте его сила увеличилась благодаря тому, что обмотали провод вокруг гвоздя и пропустили по проводу электрический ток из батарейки. Железный гвоздь намагнитился и притянул к себе скрепки. В современной технике человек использует электромагнит в телевизорах, магнитофонах, лазерах, компьютерах. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к магниту. У булавки есть свойства магнита. Булавка и магнит с достаточной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подвешенном» состоянии.
ДЕКАБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Организация среды: таз с водой, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, изображения айсбергов, карта или глобус.
Цель опыта. Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Коррекционные задачи. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами (Арктика, Антарктика, айсберг; холодный, ледяной, огромный; плавает, тает и т. п.). Закреплять знания о различных агрегатных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном.
Содержание работы. Вспомнить с детьми, чем покрыты реки, озера и другие водоемы зимой. Лед на водоемах — как толстое стекло. Почему его нельзя вставить в окно? (Весной лед тает.) Как можно убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.) Как ускорить этот процесс? (Поставить лед в блюдце на батарею.)
Обратить внимание детей на карту или глобус. Рассказать, что льда много в Арктике и Антарктике. Объяснить, что под лучами солнца ледники тоже тают, но растаять полностью они не могут: арктическое лето короткое и нежаркое. Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и которых течением вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Предложить детям взять кусочки льда и опустить их в ванну с водой. Лед не тонет. Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 6—12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Айсберги представляют большую опасность для кораблей.
Исследовательская деятельность. Имеет ли форму лед? Раздать детям разные по форме и размеру кусочки льда. Предложить разложить их в разные емкости.
Выводы. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
Лед не имеет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Лед — это вода, только в твердом состоянии.
Выталкивающая сила воды больше веса льда.
ДЕКАБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ
«Твердое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево»
Организация среды: деревянные, стеклянные, пластмассовые предметы, весы, сантиметр, линейка, таз с водой, электрический фонарик.
Цель опыта. Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет, по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло).
Коррекционные задачи. Закреплять умение рассматривать, описывать, сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, синонимы, однокоренные слова. Развивать способность измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.
Содержание работы. Рассмотреть, пощупать, понюхать, взвесить предметы из стекла, пластмассы и дерева. Определить свойства этих предметов: гладкий, шершавый, теплый, холодный, легкий, тяжелый и т. п.
Смастерить из бросового материала (пластмассы, дерева) лодочки. Пустить их в таз с водой. Предложить детям одну стеклянную пластину положить на пластмассовую лодочку, вторую — на деревянную, а третью бросить в таз с водой. Все ли предметы одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с предметом, который тонет?
Исследовательская деятельность. Познакомить детей со свойством предметов пропускать или задерживать свет (прозрачность материалов). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, пластмассы, дерева). С помощью электрического фонарика определить, какие из этих предметов пропускают свет, а какие — нет.
Выводы. Твердые вещества бывают разного вида, плотности, веса, прозрачные, гибкие, легкие, твердые.
Деревянные предметы не тонут, пахнут. Если не окрашены, на ощупь теплые. Из твердых материалов (пластмассы, стекла, дерева) изготавливают мебель и строят корабли.
ЯНВАРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ
«Упрямые предметы»
Организация среды: инерционные машинки, игрушки, санки; коробка, воздушный шарик, фломастеры.
Цель опыта. Познакомить детей с физическими свойствами предметов — инерцией. Развивать умение фиксировать результаты наблюдений
Коррекционные задачи. Обогащать словарь новыми понятиями (инерция, трение). Активизировать в речи употребление глаголов (едет, мчится, тормозит, останавливается и т. п.). Активизировать в речи сравнительные прилагательные (длиннее, короче). Закреплять понятие «длина», продолжать учить измерять длину условной меркой; формировать знания о независимости длины от мерки.
Содержание работы. Взять инерционную машинку, посадить в кузов любую игрушку и постепенно разогнать машинку,
не выпуская ее из рук. Машинка едет — игрушка в кузове. Резко остановить машинку. Игрушка от резкой остановки наклонится вперед и вывалится из машинки. Посадить игрушку снова в машинку и резко тронуться — игрушка упадет назад.
Вырезать по середине меньшей стороны коробки отверстие в форме квадрата. Положить в коробку воздушный шарик так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуть шарик и зажать его отверстие пальцами. Положить под коробку фломастеры. Отпустить шар. Шар сдувается, коробка движется вперед.
Исследовательская деятельность. Потереть руки. Объяснить, почему ощущается тепло.
Взять санки. Посадить в них игрушку. Разогнать санки. Санки едут — игрушка сидит в санках. Резко остановить санки — игрушка наклонится вперед и вывалится.
Выводы. Предметы не виноваты, что они «упрямые». В физике вместо «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Инерция проявляется не только тогда, когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться.
Шар сдувается, и коробка движется вперед потому, что выходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух полностью вышел из шарика, коробка продвинулась еще на некоторое расстояние по инерции и остановилась из-за трения между коробкой и фломастерами. Трение заставляет предметы останавливаться.
Рукам стало тепло, потому что при трении предметы нагреваются.
ФЕВРАЛЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Путешествие капельки»
Организация среды: электрический чайник, стекло.
Цель опыта. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Расширить представления детей о значении воды для жизни человека. Воспитывать умение договариваться, учитывать мнение партнера.
Коррекционные задачи. Упражнять в подборе однокоренных слов к заданному слову (снег, вода, пар). Учить образовывать прилагательные от основ существительных (водный, водяной, снежный и т. д.). Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Содержание работы. Налить воду в электрический чайник, включить его, понаблюдать с детьми за чайником, находясь на безопасном расстоянии. Вода при нагревании превращается в пар. Поднести к струе пара холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключить чайник. Посмотреть, что произошло со стеклом. На стекле появятся капельки воды.
Исследовательская деятельность. Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега? Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.
Выводы. Перед опытом стекло было сухим и чистым. Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так происходит круговорот воды в природе.
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем или снегом на землю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда — снежинки — и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. «Как растения дышат и зачем им вода»
Организация среды: цветок в горшке, вазелин, 2 срезанных цветка; 2 сосуда с водой: один с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры, второй — с холодной, налитой из крана; 3 баночки с водой.
Цель опыта. Определить, с какой стороны листа в растение проникает воздух. Показать, как вода влияет на растение в зависимости от температуры.
Коррекционные задачи. Активировать в речи прилагательные и глаголы (теплая, холодная, ледяная; вянет, замерзает и т. п.). Закреплять умение составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжать формировать знания о независимости объема жидкости от величины мерки.
Содержание работы. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю сторону 4-х листочков растения. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю сторону других 4-х листочков. Ежедневно в течение недели наблюдать за листьями. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу? Листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Взять два сосуда: один с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой, второй — с холодной водой из-под крана. Поместить оба цветка в сосуды с водой разной температуры. Первое наблюдение провести тогда, когда вода во втором сосуде приобретет комнатную температуру и на его стенках появятся пузырьки воздуха. Во все последующие дни цветам обеспечить одинаковый уход: ежедневно обмывать кончики стеблей и наливать свежую воду, только в первый сосуд продолжать наливать кипяченую воду комнатной температуры, во второй — холодную из-под крана. При переносе цветов в новую воду стараться не оставлять их на воздухе и не подсушивать срез. Разница в продолжительности жизни цветов будет значительной.
Исследовательская деятельность. Приготовить баночки с одинаковым объемом воды. Одну баночку поместить на поверхности сугроба, другую зарыть неглубоко в снег, третью зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Выводы. Отверстия на нижней поверхности листьев — устьица — служат для движения газов внутри листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа излишков кислорода.
В кипяченой воде цветы сохраняются значительно дольше. Пузырьки воздуха, образующиеся в холодной воде, забивают трубочки стебля, и движение воды нарушается. В процессе кипячения воздух из воды удаляется, и ее движение в стебле не нарушается.
В сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников.
МАРТ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Смена времен года»
Организация среды: настольная лампа, глобус, большой круг из бумаги.
Цель опыта. Показать детям на наглядной модели причину смены времен года. Воспитывать культуру экспериментальной работы. Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Коррекционные задачи. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Формировать у детей знания о том, что эксперимент — один из способов познания окружающего мира. Воспитывать культуру экспериментальной работы.
Содержание работы. Вспомнить с детьми о том, что глобус — уменьшенная во много раз модель нашей планеты. Найти на ней нашу страну — Россию. Предложить
представить, что в определенной точке на потолке находится Полярная звезда. Глобус должен стоять так, чтобы его стержень — или земная ось — все время был направлен на эту «звезду». На стол поставить лампу — она будет изображать солнце. Включить лампу — она осветит глобус. Лампа должна стоять в центре большого круга, который изображает орбиту, то есть путь нашей планеты вокруг Солнца. По краю этого круга передвигать глобус справа налево против часовой стрелки — именно так движется Земля вокруг Солнца. Положение зимнего солнцестояния — 22 декабря. В этот день большая часть северного полушария находится в тени или освещена косыми лучами солнца. Передвинуть глобус в другое положение. Проследить, чтобы ось Земли была по-прежнему направлена на Полярную звезду. Освещение Земли изменилось. Граница света и тени делит земной шар пополам. Земля стала получать больше света и тепла. День стал длиннее, а температура повысилась — наступила весна.
Исследовательская деятельность. Солнце дает Земле свет днем и ночью. Земля вращается вокруг своей оси с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к солнцу, — ночь, на другой — день. Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд. Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе. Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Провести наблюдения утром, в полдень и вечером.
Выводы. Наша страна находится в северном полушарии. Когда это полушарие находится в тени и получает мало света и тепла, температура понижается, наступает зима. Самая длинная ночь и самый короткий день бывают 22 декабря.
Когда Земля получает света и тепла больше, температура повышается, день становится длиннее, ночь короче — наступает весна. День весеннего равноденствия — 22 марта.
В полдень солнце стоит прямо над головой — тень очень короткая, рано утром и вечером солнце на небе опускается — тени становятся длинными.
«Строение семени»
Организация среды: пакетики или прозрачные емкости с семенами.
Цель опыта. Изучить строение семени, найти в нем маленькое растение. Увидеть сходство в строении семян разных растений.
Коррекционные задачи. Продолжать развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом; упражнять в построении предложений разных типов. Развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах 20. Закреплять представления о различных геометрических фигурах.
Содержание работы. Рассмотреть семена разных растений, собранных осенью. В коллекции должны быть представлены семена всех известных детям огородных растений, растений цветника, плодовых деревьев и кустарников, которые они в свое время находили в детском саду и приносили из дома. Работая со своей коллекцией, дети убедятся, что все семена отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру. Некоторые семена очень крупные — у персика, абрикоса, сливы. Некоторые имеют средние размеры — это семена фасоли, гороха, тыквы, вишни, подсолнечника. Совсем мелкие семена имеют редис, петрушка, укроп, одуванчик и др.
Одно или несколько семян, предварительно выдержанных в воде в течение суток (фасоль, горох) или одной ночи (тыква, огурцы), поместить во влажную среду. Спустя 2—4 дня семена прорастут. Проросшие семена посадить в почву и продолжить за ними наблюдения.
Исследовательская деятельность. Сравнить иву с другими разновидностями этого дерева (вербой): почки, стебли, расположение веток. Найти на участке деревья с оставшимися с осени семенами и по семенам определить деревья.
Выводы. Семена имеют более или менее правильную круглую или овальную форму. У сливы, персика, вишни онизащищены очень твердыми оболочками. У других растений, например у фасоли, гороха, редиса, капусты, никаких защитных оболочек нет. Семена различных видов клена, ясеня, липы снабжены крылатками. Семена тополя, одуванчика — пушинками. У чертополоха, череды — липучки. Все названные приспособления способствуют распространению семян в природе.
Мелкие семена могут прорасти раньше. Первым у них появится корешок, спустя несколько дней — стебелек с первыми листьями. Рассмотрев проростки, дети увидят, что одни выглядят как бы старше, другие — младше.
АПРЕЛЬ, 1-Я НЕДЕЛЯ
«Сила тяготения»
Организация среды: глобус, разные по весу небьющиеся предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов (пластмассового, деревянного, металлического), мячи.
Цель опыта. Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Коррекционные задачи. Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже. Развивать пространственное воображение.
Содержание работы. Внести глобус — модель Земли. Провести беседу о том, почему, если Земля круглая, реки и моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле? Есть невидимая сила — сила тяготения, которая притягивает реки и моря к себе. Предложить детям подпрыгнуть, оторваться от земли и задержаться в воздухе. Человек не может летать — его притягивает к земле сила тяготения. Предложить взять любые предметы со стола и попробовать отпустить их из рук, подбросить вверх. Все предметы — и легкие, и тяжелые — падают вниз.
Исследовательская деятельность. Предложить детям запустить в небо бумажный самолетик, подбросить мячи разных размеров и т. д. Все предметы упадут на землю.
Выводы. Сила, которая притягивает любые тела и предметы к Земле, называется силой тяготения. Если бы не было силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетали в космос.
АПРЕЛЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ
«Почему в космос летают на ракете?»
Организация среды: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета, лист бумаги белого цвета, воздушные шары.
Цель опыта. Установить, почему звезды движутся по кругу. Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.
Коррекционные задачи. Обогащать словарь: Вселенная, Солнечная система, планеты, спутник Земли, космодром, сопло, реактивный двигатель, невесомость. Развивать умение строить распространенные предложения типа суждений. Формировать умение работать с картой-схемой.
Содержание работы. Вырезать из бумаги черного цвета круг диаметром 15 см. Наугад нарисовать мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткнуть круг по центру карандашом и оставить его там, закрепить снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладонями, прокрутить его — на вращающемся бумажном круге появятся световые кольца.
Исследовательская деятельность. Можно ли летать в космос на самолете? Самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха. Взять белый лист бумаги, сильно подуть под ним — листок начнет подниматься. Самолет так же взлетает и летит, опираясь крыльями на воздух.
Надуть воздушные шарики и крепко сжать горлышко. Внутри шарика воздух, он не может вырваться наружу. Разжать пальцы — воздух устремится наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей из него воздушной струи.
Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты — сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков — в противоположную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении.
Выводы. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.
Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты есть такой мощный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости. Ракета — пока самый быстрый вид транспорта на Земле, благодаря тому что у нее особый двигатель — реактивный.
Скачать |