Создание экологической развивающей среды в нашей группе
Организация развивающей предметной среды - одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического, предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.
Однако, чтобы предметный материал, который дается дошкольникам в свободное пользование, действительно стал источником исследовательской, поисковой дельности, у них должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться.
Уголок природы в группе создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогают детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает увлекательной любую деятельность, которая в ней организуется.
Ребенок настраивается на восприятие чего то необычного от того, что он видит каждый день.
Уголок природы предназначен для проведения мероприятий экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми объектами.
Уголок природы в нашей группе условно разделен на ряд функциональных зон: мини – лаборатория, зона отдыха, библиотека, коллекции, наблюдения за природой, тематический уголок.
Где есть все необходимое для знакомства с различными природными объектами (их свойствами). Коллекционный материал наглядный и доступный для детей. При сборе образцов следует учитывать следующее:
- доступность коллекции (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка, глины и различных видов почв, речные и морские раковины и т.д.), разнообразие экспонатов и их безопасность;
- краеведческий аспект (содержательную основу составляет главным образом местный материал);
- страноведческий аспект (любой наглядный материал коллекции может послужить поводом для разговора о различных странах, об обычаях, о природе, народах России и земного шара).
Комнатные растения способствую развитию у детей навыков ухода за ними. Дети знакомятся со специфическими потребностями жизни растений в разных климатических условиях, учатся находить существенные признаки их приспособленности, определяют способы ухода за ними.
Есть у нас в уголке природы и библиотека, в которой собраны книги и энциклопедии для детей; немало и игрушек животных и растений.
На карте мира дети располагают макеты или изображения животных и растений по разным климатическим зонам и местам обитания.
Красочное оформление уголка природы служить примером безопасного оформления способствует выработке экологически грамотного поведения детей.
Коллекций
В коллекции семян и плодов подобраны разнообразные семена и плоды, которые классифицируются по разным признакам, например коллекции семян, орехов, ягод, бобовых, семян и плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и т.д. В коллекции есть шишки (сосновые, еловые) с которыми дети могут играть.
Коллекция соцветий разных деревьев и кустарников. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые детям нравится рассматривать под лупой или микроскопом.
Образцы семян, плодов и соцветий размещены в прозрачных баночках. К крышке каждой прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия.шреформление коллекции позволиттвенные признаки их приспособленности, определяют способы ухода за ними.
Коллекция камней, помощью которых происходит обучение и развитие ребенка. С Экспонаты коллекции - это не просто образцы, а также объекты, с которыми ребенок имеет возможность играть: подбирать группы по цвету, размеру, свойствам и т.д. Кроме того, детям интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем по возможности создать собственную коллекцию, а не довольствоваться готовыми, имеющимися в продаже. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам морей, рек и озер, в горах. Собранные образцы необходимо хорошо промыть и разместить, например, в ячейки конфетных коробок. Образцы можно разделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник) и искусственные камни (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).
Коллекции песка, глины, почв.
Песок различается по размерам зерен, их цвету, примесям (речной и морской песок). Почва также разная: чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая, темная торфяная и т.д. Названия почв детям запоминать необязательно, но наглядно показать их разнообразие можно.
Рядом с такой коллекцией находится модель строения почвы (в упрощенном варианте).
Мини – лаборатория
Это специально оборудованная часть уголка природы для самостоятельной деятельности детей, направленная на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Мини - лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закрепленные в играх- опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
В качестве оборудования для проведения опытов можно используются лупы, прозрачные пластмассовые банки и контейнеры, микроскоп, термометр, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой.
Прозрачная стеклянная емкость (банка или небольшой сосуд) позволяет наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука.
Создавая уголок природы необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но комната уголок природы один, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми ДОУ. Поэтому особое внимание нужно обратить на преемственность между уголком природы и повседневным общением детей с природой.
Организуя деятельность в развивающей среде, воспитатель поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, он помогает детям организовать опыты в мини - лаборатории, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании ее особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с ней.
Скачать |
|
Вход на сайт |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Календарь |
« Март 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|