Консультация для педагогов «Технология «Ситуация» (по Л.Г.Петерсон) как инструмент организации образовательного процесса»
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] | 20.12.2023, 13:18 |
Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности, - поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей поможет технология «Ситуация». Технология деятельностного метода разработана в середине 1990-х гг., под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон. За это время данная технология прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г. П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Технология «Ситуация», адаптированная Л.Г. Петерсон для дошкольного возраста была описана в программе «Мир открытий». Одной из наиболее примечательных особенностей программы «Мир открытий» является технология деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». Содержание образования проектируется как путь в общечеловеческую культуру. При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом детей и выполняет свою профессиональную миссию — быть проводником в мир общечеловеческой культуры. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени. Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру и включают следующие этапы, или «шаги»: 1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную деятельность. Дети фиксируют свою «детскую» цель. 2. Актуализация детского опыта (знаний, умений, способов). Воспитатель организует деятельность, в которой целенаправленно актуализируются знания, умения и способности детей, необходимые им для нового «открытия». 3. Затруднение в ситуации (проблематизация содержания). В контексте выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов («Смогли?» — «Почему мы не смогли?»). 4. «Открытие» нового знания (способа действий). Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания и способа действий, которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности). Воспитатель организует различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях. 6. Осмысление. Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Образовательная технология «Ситуация» - новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.
Пример образовательной ситуации
«Наш помощник – пылесос»
Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: 5-6 лет Основные цели: 1. Познакомить детей с историей появления и развития пылесоса, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда. 2. Активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений. 3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща, учитывать мнение партнеров. 4. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях. 5. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения. Дидактические материалы: 1.Картинки с изображением бытовой техники. Оборудование: 1.Коробочка «Копилка» и фотографии пылесосов; 2.Презентация «Путешествие в прошлое пылесоса»; 3.Ноутбук, экран, мультимедийная установка.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию. Беседа о маме, о важности помогать ей и заботиться о ней. Дидактические задачи: 1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность; 2) воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях. Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, вы любите свою маму? - А как о вас заботится ваша мама? - Что она делает дома? - А как вы помогаете маме? (Ответы детей). Молодцы, вы мамины помощники! - Но у ваших мам ещё есть помощники дома. Вы их знаете? - Расскажите о них. 2. Актуализация. Игра «Наши помощники в доме» Дидактические задачи: 1) актуализировать представления детей о бытовой технике, облегчающей труд человека в быту; 2) развивать мышление, речь. - Подойдите и посмотрите на эти картинки. (На картинках изображена бытовая техника: стиральная машина, пылесос, телефон, утюг, фен, газовая плита, холодильник, вентилятор и т.д.). Ребята, все эти помощники называются – бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Возьмите каждый по одной картинке и скажите, зачем нужна эта техника в доме? (Ответы детей). Дидактическая игра «Закончи фразу». Дидактические задачи: 1) активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; 2) упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений. А теперь, ребята, закончите предложение с помощью картинок: Я чищу ковёр... (пылесосом). Я стираю бельё в... Я слушаю новости по... Я глажу бельё... Я смотрю фильм по... Я ищу новую информацию в... Я взбиваю сливки с помощью... Я храню продукты в... Я шью платье на... Я разговариваю с другом по... Я делаю снимок нашей семьи...
Хорошо! Ребята, а у вас дома есть ковры? А как ваша мама убирает пыль и мусор с ковров? (Пылесосом). Правильно, а знаете ли вы, что раньше выглядел пылесос, совершенно не так как сейчас. Хотите узнать, историю появления пылесосов? 3. Затруднение в ситуации. Игра «Копилка» Дидактические задачи: 1) под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания. Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями («фотографиями») пылесосов, и рассказывает: «Ребята, я очень люблю собирать разные интересные вещи и фотографии и складывать их в эту копилку. Я собрала фотографии всех пылесосов и сложила их в копилке по порядку: от самого первого до самого последнего - современного. Когда, я принесла эту копилку в группу, нечаянно, её уронила. Все фотографии рассыпались, и теперь я не могу сложить их в нужном порядке, забыла, какой пылесос за каким появился. Ребята, я очень прошу вас помочь сложить фотографии по порядку: от самого первого до самого современного». - Хотите помочь мне? - Сможете? Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить фотографии с пылесосами в хронологической последовательности. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты. - Смогли вы помочь мне сложить фотографии в альбом по порядку? - Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие пылесосы появились раньше, а какие позже). - Значит, что нам надо узнать? (Какие пылесосы появились раньше, а какие - позже, т.е. историю появления и развития пылесосов) 4. Открытие нового знания (способа действия). Игра «Музей» Дидактические задачи: 1) учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, формировать представление об «истории» пылесоса; 2) актуализировать знания правил поведения в общественных местах. - Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.). - Предлагаю отправиться в музей пылесосов. Хотите? - Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать…) - Кто в музее обычно рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.) - Я буду экскурсоводом, вы – посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей! Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана. - А вы знаете, что давным-давно не было пылесосов? Как вы думаете, чем убирали грязь и пыль с ковров. (Предположения детей). - Откуда появились на Земле пылесосы? (Их придумал и создал человек.) - Правильно, значит, пылесосы относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать первый пылесос человечеству пришлось пройти очень долгий путь. Давайте взглянем на экран. На экране появляются слайды. Слайд №1. Веник - Люди, когда не было пылесоса, выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей. - Затем люди придумали веник. А что такое веник, из чего он сделан? Ве́ник — связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений. - Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? Предположения детей. Слайд №2. Выбивалка - Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются. Слайд №3. Щётка с ручкой А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей. - А из чего сделана щётка? Ответы детей. 14 Слайд №4. Механический пылесос Даниэля Хесса - И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Среди тех, кто первым предложил идею пылесоса, историки техники называют имя американца Даниэля Хесса, который в 1860 г. получил патент на механическое устройство с вращающимися щетками, оборудованное мехами для создания воздушного потока. Интересно, что прибор Хесса имел не мешок-пылесборник, а две водяные камеры для осаждения пыли. Слайд № 5. Пылесос Ива Мак Гаффи с вентилятором (1869 г.) - Следующим шагом стала машина Whirlwind, изобретенная Ивом Маккафи из Чикаго в 1869 г., очень похожая на современный пылесос. Воздух приводился в движение вентилятором с ременным приводом от рукоятки в верхней части прибора, которую нужно было крутить рукой. К сожалению, попытки изобретателя приспособить к своему прибору электромотор не увенчались успехом. Слайд № 6. Пылесос Сесила Бута с бензиновым мотором «Фырчащий Билл» - Успеха в механизации пылесоса в 1901 г. добился англичанин Сесил Бут. Его аппарат «Фырчащий Билли» с бензиновым мотором перевозился по улицам на конной повозке командой из четырех человек, а шланг длиной 30 м заносили в помещения через окна. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата! Слайд № 7. Пылесосы Хувера - А в дома пылесосы переместились благодаря американцам. Первым был домашний уборщик компании Geier, выпущенный в 1905 году. Но по-настоящему знаменитыми стали изделия W.H.Hoover Company, которые и в наши дни являются эталонами традиционных пылесосов. В 1908 году появилась - "Жестяная модель". Она была похожа на перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. Прикрепленный под ручкой метровый пылесборник (мешок из марли) снаружи был обшит сатином. По сравнению с другими "вакуумными подметальными машинами" "Жестяная модель" была образцом компактности - инженерам удалось довести ее вес до 20 кг. Изделия конкурентов в это время весили больше 50 кг. Уильям Хувер (W.Hoover) профинансировал разработку. Формы классического американского пылесоса: щетка, мешок и моторчик между ними, насаженные на одну ручку. Слайд № 8. Первый пылесос «Электролюкс» с вентилятором - Веннер-Грен организовал команду инженеров, которые начали разрабатывать первый бытовой пылесос, увидевший свет в 1912 г. Он получил название Lux. Заслугой команды Веннер-Грена стала замена воздушного насоса на вентилятор, благодаря чему вес прибора удалось снизить до 14 кг. Слайд № 9. Современный пылесос - Однако всемирную славу компании принесла Model V, появившаяся в 1921 году. Перемещающийся на колесиках металлический цилиндр, соединенный с всасывающей щеткой гибким шлангом и снабженный сменными насадками, практически до конца XX века копировали все производители бытовой техники. Слайд № 10. Робот-пылесос - В 1997 г. на канале ВВС телезрителям был показан прототип пылесоса-робота, над созданием которого работала фирма Electrolux. Прошло несколько лет, и на свет появился Trilobite — робот, способный самостоятельно обходить помещение, находить зарядное устройство и не забывать при этом о своей главной обязанности — сборе пыли. Слайд № 11. Современные пылесосы - Прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, пылесос белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже... моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме. - Наша экскурсия в музей пылесосов подошла к концу. Мы с вами возвратились в детский сад в свою группу. - Ребята, а давайте с вами на минутку превратимся в «пылесос». Физкультминутка. Слоненок на колесиках Ковер почистит носиком (наклоны вперед)
Длинным толстым хоботком Собирает пыль кругом (повороты вправо-влево) Что под хобот попадет, Все летит в его живот. (Руки вверх, потягивание) 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка. Игра «Копилка» (продолжение) - Сможете вы теперь помочь мне разложить фотографии по порядку? Дети возвращаются к столу с «фотографиями» пылесосов и коллективно раскладывают их в хронологической последовательности. Затем воспитатель помещает их в копилку. - Спасибо вам большое за помощь. 6. Осмысление. Дидактические задачи: 1) рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха. - Ребята, где мы сегодня побывали? - Кому и чем вам удалось помочь? - Какие новые знания вам помогли в этом? (Мы узнали много нового о пылесосах, о том, как появились пылесосы и как они изменялись и совершенствовались). |
Категория: Мои файлы | Добавил: prikhodbko |
Просмотров: 17 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Категории раздела |
|
|
|
Вход на сайт |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|