Персональный сайт воспитателя Приходько Анастасии Валерьевны
 Каталог файлов

Консультация для педагогов «Технология «Ситуация» (по Л.Г.Петерсон) как инструмент организации образовательного процесса»
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ]20.12.2023, 13:18
Одна из задач ФГОС, которую должны решать педагоги в ходе образовательной деятельности, - поддерживать инициативу дошкольников и учить их самостоятельно открывать новые знания. Справиться с этой задачей поможет технология «Ситуация».
Технология деятельностного метода разработана в середине 1990-х гг., под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон. За это время данная технология прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г. П. Щедровицкий, О.С. Анисимов). Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.
Технология «Ситуация», адаптированная Л.Г. Петерсон для дошкольного возраста была описана в программе «Мир открытий».
Одной из наиболее примечательных особенностей программы «Мир открытий» является технология деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия». Содержание образования проектируется как путь в общечеловеческую культуру. При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом детей и выполняет свою профессиональную миссию — быть проводником в мир общечеловеческой культуры. Такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулки, экскурсии, занятия, праздники и др.), а также по локализации во времени. Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру и включают следующие этапы, или «шаги»:
1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную деятельность. Дети фиксируют свою «детскую» цель.
2. Актуализация детского опыта (знаний, умений, способов). Воспитатель организует деятельность, в которой целенаправленно актуализируются знания, умения и способности детей, необходимые им для нового «открытия».
3. Затруднение в ситуации (проблематизация содержания). В контексте выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов («Смогли?» — «Почему мы не смогли?»).
4. «Открытие» нового знания (способа действий). Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания и способа действий, которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности). Воспитатель организует различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях.
6. Осмысление. Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.
Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.
Образовательная технология «Ситуация» - новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Пример образовательной ситуации

«Наш помощник – пылесос»

Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: 5-6 лет
Основные цели:
1. Познакомить детей с историей появления и развития пылесоса, подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные предметы для облегчения своего труда.
2. Активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.
3. Развивать коммуникативные навыки: умение работать сообща, учитывать мнение партнеров.
4. Воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.
5. Формировать опыт фиксации затруднения в деятельности, опыт целеполагания и самостоятельного преодоления затруднения.
Дидактические материалы:
1.Картинки с изображением бытовой техники.
Оборудование:
1.Коробочка «Копилка» и фотографии пылесосов;
2.Презентация «Путешествие в прошлое пылесоса»;
3.Ноутбук, экран, мультимедийная установка.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.
Беседа о маме, о важности помогать ей и заботиться о ней.
Дидактические задачи:
1) мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
2) воспитывать у детей стремление проявлять заботу о близких им людях.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите свою маму?
- А как о вас заботится ваша мама?
- Что она делает дома?
- А как вы помогаете маме? (Ответы детей). Молодцы, вы
мамины помощники!
- Но у ваших мам ещё есть помощники дома. Вы их знаете?
- Расскажите о них.
2. Актуализация.
Игра «Наши помощники в доме»
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления детей о бытовой технике, облегчающей труд человека в быту;
2) развивать мышление, речь.
- Подойдите и посмотрите на эти картинки. (На картинках изображена бытовая техника: стиральная машина, пылесос, телефон, утюг, фен, газовая плита, холодильник, вентилятор и т.д.). Ребята, все эти помощники называются – бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома. Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Возьмите каждый по одной картинке и скажите, зачем нужна эта техника в доме? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Дидактические задачи:
1) активизировать слова, обозначающие бытовую технику; развивать связную речь;
2) упражнять в установлении причинно-следственных и пространственно-временных отношений.
А теперь, ребята, закончите предложение с помощью картинок:
 Я чищу ковёр... (пылесосом). Я стираю бельё в... Я слушаю новости по...
 Я глажу бельё... Я смотрю фильм по... Я ищу новую информацию в...
 Я взбиваю сливки с помощью... Я храню продукты в... Я шью платье на...
 Я разговариваю с другом по... Я делаю снимок нашей семьи...

Хорошо! Ребята, а у вас дома есть ковры?
А как ваша мама убирает пыль и мусор с ковров? (Пылесосом).
Правильно, а знаете ли вы, что раньше выглядел пылесос,
совершенно не так как сейчас. Хотите узнать, историю появления
пылесосов?
3. Затруднение в ситуации.
Игра «Копилка»
Дидактические задачи:
1) под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями («фотографиями») пылесосов, и рассказывает: «Ребята, я очень люблю собирать разные интересные вещи и фотографии и складывать их в эту копилку. Я собрала фотографии всех пылесосов и сложила их в копилке по порядку: от самого первого до самого последнего - современного. Когда, я принесла эту копилку в группу, нечаянно, её уронила. Все фотографии рассыпались, и теперь я не могу сложить их в нужном порядке, забыла, какой пылесос за каким появился. Ребята, я очень прошу вас помочь сложить фотографии по порядку: от самого первого до самого современного».
- Хотите помочь мне?
- Сможете?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить фотографии с пылесосами в хронологической последовательности. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.
- Смогли вы помочь мне сложить фотографии в альбом по порядку?
- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, какие пылесосы появились раньше, а какие позже).
- Значит, что нам надо узнать? (Какие пылесосы появились раньше, а какие - позже, т.е. историю появления и развития пылесосов)
4. Открытие нового знания (способа действия).
Игра «Музей»
Дидактические задачи:
1) учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, формировать представление об «истории» пылесоса;
2) актуализировать знания правил поведения в общественных местах.
- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
- Предлагаю отправиться в музей пылесосов. Хотите?
- Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать…)
- Кто в музее обычно рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
- Я буду экскурсоводом, вы – посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
- А вы знаете, что давным-давно не было пылесосов? Как вы думаете, чем убирали грязь и пыль с ковров. (Предположения детей).
- Откуда появились на Земле пылесосы? (Их придумал и создал человек.)
- Правильно, значит, пылесосы относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать первый пылесос человечеству пришлось пройти очень долгий путь. Давайте взглянем на экран.
На экране появляются слайды.
Слайд №1. Веник
- Люди, когда не было пылесоса, выносили ковры на улицу и выбивали пыль простой палкой. Как вы думаете, это было удобно?
Ответы детей.
- Затем люди придумали веник. А что такое веник, из чего он сделан? Ве́ник — связка прутьев или веток, в большей степени используемый для подметания помещений.
- Как вы думаете, людям стало легче, удобнее с веником, чем с палкой? Предположения детей.
Слайд №2. Выбивалка
- Но человек не остановился на достигнутом, потом он придумал выбивалку она удобнее, чем палка. У неё очень удобная плоская форма, даже сейчас многие люди ею пользуются.
Слайд №3. Щётка с ручкой
А ещё изобрели щётку с ручкой для чистки ковров. Как вы думаете, это было удобно? Ответы детей.
- А из чего сделана щётка? Ответы детей. 14
Слайд №4. Механический пылесос Даниэля Хесса
- И вот, наконец, человек придумал пылесос в 1860 году. Среди тех, кто первым предложил идею пылесоса, историки техники называют имя американца Даниэля Хесса, который в 1860 г. получил патент на механическое устройство с вращающимися щетками, оборудованное мехами для создания воздушного потока. Интересно, что прибор Хесса имел не мешок-пылесборник, а две водяные камеры для осаждения пыли.
Слайд № 5. Пылесос Ива Мак Гаффи с вентилятором (1869 г.)
- Следующим шагом стала машина Whirlwind, изобретенная Ивом Маккафи из Чикаго в 1869 г., очень похожая на современный пылесос. Воздух приводился в движение вентилятором с ременным приводом от рукоятки в верхней части прибора, которую нужно было крутить рукой. К сожалению, попытки изобретателя приспособить к своему прибору электромотор не увенчались успехом.
Слайд № 6. Пылесос Сесила Бута с бензиновым мотором «Фырчащий Билл»
- Успеха в механизации пылесоса в 1901 г. добился англичанин Сесил Бут. Его аппарат «Фырчащий Билли» с бензиновым мотором перевозился по улицам на конной повозке командой из четырех человек, а шланг длиной 30 м заносили в помещения через окна. Представляете, какой грохот и вой сопровождали работу этого агрегата!
Слайд № 7. Пылесосы Хувера
- А в дома пылесосы переместились благодаря американцам. Первым был домашний уборщик компании Geier, выпущенный в 1905 году. Но по-настоящему знаменитыми стали изделия W.H.Hoover Company, которые и в наши дни являются эталонами традиционных пылесосов. В 1908 году появилась - "Жестяная модель". Она была похожа на перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. Прикрепленный под ручкой метровый пылесборник (мешок из марли) снаружи был обшит сатином. По сравнению с другими "вакуумными подметальными машинами" "Жестяная модель" была образцом компактности - инженерам удалось довести ее вес до 20 кг. Изделия конкурентов в это время весили больше 50 кг. Уильям Хувер (W.Hoover) профинансировал разработку.
Формы классического американского пылесоса: щетка, мешок и моторчик между ними, насаженные на одну ручку.
Слайд № 8. Первый пылесос «Электролюкс» с вентилятором
- Веннер-Грен организовал команду инженеров, которые начали разрабатывать первый бытовой пылесос, увидевший свет в 1912 г. Он получил название Lux. Заслугой команды Веннер-Грена стала замена воздушного насоса на вентилятор, благодаря чему вес прибора удалось снизить до 14 кг.
Слайд № 9. Современный пылесос
- Однако всемирную славу компании принесла Model V, появившаяся в 1921 году. Перемещающийся на колесиках металлический цилиндр, соединенный с всасывающей щеткой гибким шлангом и снабженный сменными насадками, практически до конца XX века копировали все производители бытовой техники.
Слайд № 10. Робот-пылесос
- В 1997 г. на канале ВВС телезрителям был показан прототип пылесоса-робота, над созданием которого работала фирма Electrolux. Прошло несколько лет, и на свет появился Trilobite — робот, способный самостоятельно обходить помещение, находить зарядное устройство и не забывать при этом о своей главной обязанности — сборе пыли.
Слайд № 11. Современные пылесосы
- Прошло много времени и теперь кроме своей основной обязанности - глотать пыль, пылесос белит и красит потолки, лакирует мебель, машины, опрыскивает растения и даже... моет пол. Вот такой замечательный помощник живёт в вашем доме. Подружившись с ним, вы быстро наведёте чистоту и порядок в своей комнате, во всём доме.
- Наша экскурсия в музей пылесосов подошла к концу. Мы с вами возвратились в детский сад в свою группу.
- Ребята, а давайте с вами на минутку превратимся в «пылесос».
Физкультминутка. Слоненок на колесиках
Ковер почистит носиком (наклоны вперед)

Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом (повороты вправо-влево)
Что под хобот попадет,
Все летит в его живот. (Руки вверх, потягивание)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка.
Игра «Копилка» (продолжение)
- Сможете вы теперь помочь мне разложить фотографии по порядку?
Дети возвращаются к столу с «фотографиями» пылесосов и коллективно раскладывают их в хронологической последовательности. Затем воспитатель помещает их в копилку.
- Спасибо вам большое за помощь.
6. Осмысление.
Дидактические задачи:
1) рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому и чем вам удалось помочь?
- Какие новые знания вам помогли в этом? (Мы узнали много нового о пылесосах, о том, как появились пылесосы и как они изменялись и совершенствовались).
Категория: Мои файлы | Добавил: prikhodbko
Просмотров: 17 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Суббота, 04.05.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои файлы [30]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
uCoz