Персональный сайт воспитателя 
Приходько Анастасии Валерьевны
Главная  Мой профильРегистрация 
Меню сайта

Снегопад

Конспект

Занятия  - беседы с детьми 5 – 6 лет на тему: «Я б в геологи пошёл»

 

Цель: познакомить детей с профессией геолога.

Задачи:

Образовательные:

  • обогащать знания о полезных ископаемых (какие полезные ископаемые бывают, где их можно обнаружить, как использовать);
  • учить ориентироваться по карте и компасу.

Развивающие: активизировать внимание и речь, развивать логическое мышление.

Воспитывающие: уважение к  профессии геолога, как значимой для экономического развития страны.

Материал и оборудование. Посылка с коллекцией минералов (полезных ископаемых). Камни, собранные детьми на прогулке. Два рюкзака. Две корзины, в каждой лежат компас, карта, молоток, металлическая кружка, глиняная чашка, коробок спичек, мягкая игрушка, мяч, фен, игрушечный утюг, бусы, фонарик, котелок, сковорода, акварельные краски, маска для подводного плавания, сачок, бинокль, отвёртка. Большая демонстрационная карта групповой комнаты. Карточки с условными обозначениями железной руды, каменного угля, известняка. Физическая карта России с обозначенными на ней месторождениями полезных ископаемых. Картинки с изображением предметов из глины, дерева, металла. Четыре сундучка, в одном из которых лежит угощение (конфеты). Чёрный фломастер, компас, маленькая карта групповой комнаты, коробочка с образцами полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, известняк), лупа - на каждого ребёнка, презентация к занятию.

Предварительная работа. На прогулке дети собирают камешки различной формы и окраски.

Ход занятия

 

Воспитатель вносит в групповую комнату посылку, предлагает детям посмотреть, что в ней лежит. Дети вынимают из коробки коллекцию минералов (полезных ископаемых), рассматривают их, выкладывают на стол.

Воспитатель: каждый из вас хоть раз в жизни собирал камешки. И разве можно пройти мимо и не взять в руки эти сокровища, разные по размеру и цвету, гладкие и шероховатые, иногда напоминающие драгоценные камни?! Давайте посмотрим, какие камешки вы собрали на прогулке.

(Дети выкладывают камни рядом с образцами из посылки.) Какие красивые! Как вы думаете, где можно найти минералы, похожие на те, что нам прислали? (Предположения детей.) Правильно, минералы можно обнаружить в самых разных местах: в горах и пустынях, в лесах и даже на дне моря. А знаете ли вы, кто занимается поиском и изучением минералов? (Нет.) Есть такая профессия - геолог. (Показывает картинки с изображением геологов.) Геологи проходят пешком десятки километров, карабкаются на высокие горы, спускаются в глубокие пещеры, переплывают бурные реки. А для чего? Чтобы собрать разные камни? Не всё так просто. Увидит геолог необычный камень, поднимет его, рассмотрит внимательно, отметит на карте место, где его обнаружил, и положит находку в свой рюкзак. Как вы думаете, для чего геологи собирают камни-минералы? (Предположения детей.)

Послушайте, как об этом говорится в стихотворении:

Он по тайге и в дождь,

И в зной шагает без дорог.

Рюкзак несёт он за спиной,

В нём верный молоток.

И вдоль реки его маршрут,

И по крутым горам.

Отбил кусочек камня тут,

Кусочек камня там.

Он камни соберёт в рюкзак,

Изучит, а потом

Приедет и доложит так:

- Здесь золото найдём,

А здесь должно быть серебро,

Здесь надо медь искать...

Про всё подземное добро

Он может рассказать.

Его профессия нужна,

Чтоб богатела вся страна.

                      (Г. Шалаева.)

Геолог - это не только человек с рюкзаком за плечами и молотком в руке. Много времени он проводит в лаборатории. Вернувшись из экспедиции, геолог изучает найденные образцы минералов и составленные им карты. Для этого учёные-геологи должны знать химию, физику, биологию и историю. Сравнивая тысячи образцов минералов, изучая снимки из космоса, результаты исследований других учёных, геологи определяют, в каком месте находятся месторождения полезных ископаемых.

Давайте рассмотрим образцы, которые нашли во время своих экспедиций геологи.

Дети садятся за столы, на которых стоят коробки с образцами минералов (железная руда, каменный уголь, известняк (мел). Дети рассматривают через лупы минералы. Два-три ребёнка описывают каждый образец, обращая внимание на его цвет, фактуру поверхности, плотность, наличие блеска и посторонних вкраплений, затем высказывают предположения о возможностях использования того или иного минерала. Воспитатель обобщает их ответы.

Воспитатель: железная руда - ценная находка для геолога. Из неё выплавляют металлы для производства станков и машин, самолётов и инструментов. Из металла делают оружие, посуду и украшения.

Каменный уголь - топливо, с помощью которого люди отапливают и освещают свои дома. Это полезное ископаемое используется при производстве красок, лекарств и многих других нужных людям веществ.

Известняк - это не только мелки, которыми вы любите рисовать. Мел широко применяют в строительстве, при изготовлении посуды и лекарств.

Какие ещё полезные ископаемые вы знаете? Как они используются людьми? Ответы детей.

Профессия геолога требует не только глубоких и разносторонних знаний. Геологи - смелые, сильные и выносливые люди. Ведь в любую погоду жить им приходится в палатках, спать в спальных мешках, готовить еду на костре. Поэтому всё самое необходимое они должны уместить в рюкзаке. Как вы думаете, что находится в рюкзаке геолога? (Предположения детей.)

Игра «Геологи собираются в экспедицию».

Дети распределяются на две команды, каждая получает рюкзак. Команды выстраиваются в шеренги. Члены каждой команды поочерёдно подбегают к столу, на котором стоят две корзины с различными предметами, кладут в рюкзак один предмет, возвращаются к месту старта и передают рюкзак следующему игроку. По окончании игры дети проверяют правильность выполнения задания противоположной командой, объясняя, для чего геологу будет нужен или не нужен тот или иной предмет в экспедиции.

Воспитатель: чтобы не заблудиться и отметить на карте, где найдено то или иное полезное ископаемое, геологи должны хорошо знать географию и уметь ориентироваться по компасу и карте. А вы умеете ориентироваться на местности? (Да.) Сейчас мы это проверим.

Представьте, что вы - геологи и ищете полезные ископаемые. В групповой комнате спрятаны коробочки с известняком (мелом), железной рудой, каменным углём. Каждый из вас получит карту группы. Вы должны найти коробочки и отметить на карте место, где они находятся.

Место, где найдены полезные ископаемые, геологи отмечают на карте специальными знаками (показывает карточки с условными обозначениями).

Дети находят коробочки и отмечают на своих картах места их расположения. Затем воспитатель рисует условные обозначения на карте, вывешенной на доске. Дети проверяют, правильно ли они выполнили задание.

Воспитатель: полезные ископаемые называют природными богатствами. Как вы думаете почему? Богата ли наша страна полезными ископаемыми? (Ответы детей.) Давайте рассмотрим карту нашей страны, на которой обозначены найденные геологами месторождения.

(Показывает физическую карту России, объясняет, с помощью каких условных обозначений и какие месторождения полезных ископаемых на ней отмечены.)

Дидактическая игра «Что делают из металла?»

Каждый ребёнок получает набор картинок с изображением предметов, сделанных из глины, дерева и металла. Надо выбрать картинки с изображением металлических предметов и объяснить, почему их делают из этого материала.

 

Воспитатель: у меня для вас сюрприз. Но найти его вы должны сами с помощью компаса. Вспомните, как надо пользоваться компасом. (Объяснения детей.) Правильно, надо взять компас и медленно вращать на ладони, пока красная стрелка не будет указывать на букву С (N). Повернувшись в том направлении, куда указывает стрелка, мы встанем лицом к северу. За спиной у нас окажется юг, слева - запад, справа - восток.

В групповой комнате находятся четыре сундучка. Найдите с помощью компаса сундучок, который стоит в южной части группы.

Дети выполняют задание. Открыв сундучок, обнаруживают угощение - конфеты.

Скачать

Скачать

 

Бегущая строка

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Канкулятор

Copyright MyCorp © 2019
uCoz