Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение литературных произведений по теме, презентация по теме: «Национальный хлеб народов мира).
Развивающая предметно-пространственная среда: муляж хлеба, лупа, пшеничный и ржаной колос, пшеничная мука, ржаная мука, пшеничное тесто, ржаное тесто, кусочки пшеничного и ржаного хлеба, крупа гречневая, овсяная, риса рисовая, три горшочка с песком, опилками и землёй, презентация на тему: «Хлеб разных стран», мультимедийное оборудование.
Используемые технологии (методы):
наглядный метод (наблюдение);
метод демонстрации (показ предметов, показ способа действии);
Воспитатель: Дети, приглашаю вас совершить экскурсию по нашей выставке хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Это колос пшеницы (показывает) - пшеничный колос.
Колос ржи - (ржаной колос).
Мука из зёрен пшеницы - (пшеничная мука).
Мука из зёрен ржи - (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки - (пшеничное тесто).
Тесто из ржаной муки - (ржаное тесто).
Какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный, белый.) А из ржаной? (Ржаной, чёрный.)
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и чёрного ржаного.
Какой он - хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите. (Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)
Из зёрен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Игра «Кто назовёт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
Воспитатель: С давних времён на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша - пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу?». Педагог показывает зёрна злаков, образцы круп, которые из них получают. Дети называют каши, которые готовят из этих круп.
Воспитатель: Из гречихи варят кашу (гречневую). Из овса - (овсяную). Из риса - (рисовую) и т.д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (Ответы детей.)
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочерёдно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Пальчиковая гимнастика.
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)
Очень вкусно! (гладят по животу)
Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? (Дети высказывают предположения.) Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зёрнышке». (Читает сказку, показывая иллюстрации.)
Понравилась вам сказка? (Да.) Вспомните, в каких ещё сказках упоминаются хлеб, зерно или продукты из муки? («Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? (Дети высказывают предположения.) Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен, скорее всего, из ржаной муки. В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова - «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (Дети высказывают предположения.)
Слово «жито» похоже на слово «жить». Хлеб - главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: «Где хлебно и тепло, там жить добро», «Будет хлеб - будет и песня», «Хлеб - наше богатство», «У кого хлеб родится, тот и веселится», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно», «Каша - мать наша, а хлеб - отец-кормилец».
Воспитатель: Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их.
Дети: «Лисичкин хлеб» М. Пришвина, «Хлеб» М. Глинской.
Каждому знакомы Мудрые слова:
«Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!»
Он дороже злата,
Серебра ценней,
Крепкого булата Хлебушек сильней.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб - продукт, который едят люди во всём мире. Кто из вас знает, какие виды хлеба пекут в других странах?
Если дети затрудняются с ответом, педагог рассказывает и показывает презентацию с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Воспитатель. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба - съешь его, не хочешь есть - не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он - драгоценность, им не сори».
Закончите предложение: «Я знаю, что хлеб - наше богатство, поэтому я...». (Дети поочерёдно предлагают свои варианты окончания предложения.)
Хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в учёных. Проведём эксперимент. Посадите зёрна пшеницы в три горшочка - с песком, опилками и землёй, ухаживайте за посевами и понаблюдайте, в какой ёмкости быстрее и дружнее прорастут зёрна.
Дети выполняют задание, затем ухаживают за посевами, проводят наблюдения и опыты (рассматривают грунт в микроскоп, регулируют освещение и т.п.).