Конспект
познавательного занятия с детьми 5 - 6 лет на тему:
«Почему не тонут айсберги?»
Цель: способствовать уточнению и расширению знаний о свойствах льда.
Задачи:
Образовательная: расширять словарный запас (айсберг, таяние, Международный ледниковый патруль, ледник).
Развивающая:
Воспитывающая: поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы и договариваться друг с другом.
Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; развивающая экологическая игра «Угадай, где я живу!»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.
Оборудование: раздаточный материал: клеенчатые фартуки, кораблики, разные по размеру емкости, фуражка для ледникового патруля, красная повязка, рация, деревянные палочки.
Демонстрационный материал: таз с водой, игрушка (пластмассовая золотая рыбка), глобус, картинка с изображением айсберга, куски льда различного размера, ванна с водой.
Ход занятия
Воспитатель: к нам приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла? (К игрушке прикреплен конверт. Воспитатель вскрывает его.) В конверте загадка: «Рыбам зимой тепло, крыша - толстое стекло». Что это? (Лед.) Правильно, «крыша - толстое стекло» - это лед на реке. Сегодня мы с вами поговорим о свойствах льда. Возьмите лед, постучите им об стол. Какой лед?
Дети: твердый.
Воспитатель: а теперь посмотрите сквозь лед на золотую рыбку. Видите ее? Почему?
Дети: видим. Лед прозрачный.
Воспитатель: итак, лед прозрачный и твердый. Почему лед сравнивают со стеклом? (Ответы.) А почему его нельзя вставить в окно?
Дети: Лед ломается и может растаять.
Воспитатель: вспомните сказку «Лиса и заяц». Чем хороша была избушка лисы зимой? (Ответы.) Чем она оказалась плоха, когда пришла весна?
Дети: весной избушка растаяла.
Воспитатель: как мы можем убедиться, что лед тает? (Ответы.) Как мы можем ускорить этот процесс? (Ответы.)
Если дети затрудняются с ответом, то при помощи наводящих вопросов можно подвести их к правильному ответу.
Воспитатель (ставит блюдце со льдом на батарею, он превращается в жидкость, тает).
Воспитатель: имеет ли вода форму? Имеет ли форму лед? Как вы думаете? (Ответы детей) Давайте проведем опыт со льдом и проверим, меняет ли он свою форму. У каждого разные и по форме, и по размеру кусочки льда. Давайте разложим их в разные емкости (дети раскладывают кусочки льда в емкости). Меняет ли форму лед? (Ответы детей). Правильно, лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили; причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Ответы детей). Верно, это та же вода, только в твердом состоянии. Как вы думаете, где на Земле больше всего льда? (Ответы детей). Правильно, на Северном полюсе, в Арктике. Даже когда мы произносим слово «Арктика», от него как будто веет холодом. А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире ледник Ламберта. (Показывает на глобусе Арктику и Антарктику.) Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктида - это царство льда и снега.
Слышали ли вы об айсбергах? (Ответы детей). Да, это огромные горы льда, которые откололись от ледников. Их течением унесло в море. Что же происходит с этими кусками льда? Они плавают или тонут? Как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проведем опыт.
Дети опускают в таз с водой кусочки льда.
Воспитатель: что происходит?
Дети: лед не тонет!
Воспитатель: лед не тонет, потому что он легче воды, а воды в океане больше, чем айсбергов (Показывает картину, на которой изображен айсберг). Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по шесть-двенадцать лет, постепенно тая и дробясь на мелкие части. Как вы думаете, опасны ли айсберги?
Дети: очень опасны!
Воспитатель: большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник».
С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Дети, а вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие?
Дети: Хотим!
Воспитатель: вы все будете капитанами своих кораблей. Мы выберем ледниковый патруль.
С помощью считалки выбирается ледниковый патруль, затем в ванну с водой дети опускают большие и маленькие куски льда. Проводится игра «Арктическое морское путешествие». Дети при помощи деревянных палочек управляют своими кораблями.
Воспитатель (подводит итог игры): были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим ледниковый патруль? (Ответы.) А теперь давайте порадуем золотую рыбку и расскажем ей все, что сегодня узнали о свойствах льда.
Золотая рыбка: скажите, пожалуйста, как получаются айсберги и почему они не тонут?
Дети: айсберги - это куски льда, которые откалываются от больших ледников. Вода сильнее льда и выталкивает его на поверхность.
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Вы хорошо экспериментировали и замечательно отвечали на вопросы.
Скачать |