Персональный сайт воспитателя 
Приходько Анастасии Валерьевны
Главная  Мой профильРегистрация 
Меню сайта

Снегопад

Конспект

познавательного занятия с детьми 5 - 6 лет на тему:

«Почему не тонут айсберги?»

 

Цель: способствовать уточнению и расширению  знаний о свойствах льда.

Задачи:

Образовательная: расширять словарный запас (айсберг, таяние, Международный ледниковый патруль, ледник).

Развивающая:

Воспитывающая: поощрять и развивать умение выдвигать гипотезы и договариваться друг с другом.

Предварительная работа: чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева»; развивающая экологическая игра «Угадай, где я живу!»; игры со льдом на прогулке; свободное экспериментирование с водой и закрепление правил работы с ней.

Оборудование: раздаточный материал: клеенчатые фартуки, кораблики, разные по размеру емкости, фуражка для ледникового патруля, красная повязка, рация, деревянные палочки.

Демонстрационный материал: таз с водой, игрушка (пластмассовая золотая рыбка), глобус, картинка с изображением айсберга, куски льда различного размера, ванна с водой.

Ход занятия

Воспитатель: к нам приплыла золотая рыбка. Давайте посмотрим, что она нам принесла? (К игрушке прикреплен конверт. Воспитатель вскрывает его.) В конверте загадка: «Рыбам зимой тепло, крыша - толстое стекло». Что это? (Лед.) Правильно, «крыша - толстое стекло» - это лед на реке. Сегодня мы с вами поговорим о свойствах льда. Возьмите лед, постучите им об стол. Какой лед?

Дети: твердый.

Воспитатель: а теперь посмотрите сквозь лед на золотую рыбку. Видите ее? Почему?

Дети: видим. Лед прозрачный.

Воспитатель: итак, лед прозрачный и твердый. Почему лед сравнивают со стеклом? (Ответы.) А почему его нельзя вставить в окно?

Дети: Лед ломается и может растаять.

Воспитатель: вспомните сказку «Лиса и заяц». Чем хороша была избушка лисы зимой? (Ответы.) Чем она оказалась плоха, когда пришла весна?

Дети: весной избушка  растаяла.

Воспитатель: как мы можем убедиться, что лед тает? (Ответы.) Как мы можем ускорить этот процесс? (Ответы.)

Если дети затрудняются с ответом, то при помощи наводящих вопросов можно подвести их к правильному ответу.

Воспитатель (ставит блюдце со льдом на батарею, он превращается в жидкость, тает).

Воспитатель: имеет ли вода форму? Имеет ли форму лед? Как вы думаете? (Ответы детей) Давайте проведем опыт со льдом и проверим, меняет ли он свою форму. У каждого разные и по форме, и по размеру кусочки льда. Давайте разложим их в разные емкости (дети раскладывают кусочки льда в емкости). Меняет ли форму лед? (Ответы детей). Правильно, лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили; причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Что такое лед? (Ответы детей). Верно, это та же вода, только в твердом состоянии. Как вы думаете, где на Земле больше всего льда? (Ответы детей). Правильно, на Северном полюсе, в Арктике. Даже когда мы произносим слово «Арктика», от него как будто веет холодом. А в Антарктиде находится самый большой ледник в мире ледник Ламберта. (Показывает на глобусе Арктику и Антарктику.) Под лучами солнца ледники медленно тают, но растаять полностью не могут, потому что арктическое лето короткое и не совсем жаркое. Лучи солнца лишь скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему Арктика и Антарктида - это царство льда и снега.

Слышали ли вы об айсбергах? (Ответы детей). Да, это огромные горы льда, которые откололись от ледников. Их течением унесло в море. Что же происходит с этими кусками льда? Они плавают или тонут? Как вы думаете? (Ответы детей). Давайте проведем опыт.

Дети опускают в таз с водой кусочки льда.

Воспитатель: что происходит?

Дети: лед не тонет!

Воспитатель: лед не тонет, потому что он легче воды, а воды в океане больше, чем айсбергов (Показывает картину, на которой изображен айсберг). Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по шесть-двенадцать лет, постепенно тая и дробясь на мелкие части. Как вы думаете, опасны ли айсберги?

Дети: очень опасны!

Воспитатель:  большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник».

С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности. Дети, а вы хотите отправиться в морское арктическое путешествие?

Дети: Хотим!

Воспитатель: вы все будете капитанами своих кораблей. Мы выберем ледниковый патруль.

С помощью считалки выбирается ледниковый патруль, затем в ванну с водой дети опускают большие и маленькие куски льда. Проводится игра «Арктическое морское путешествие». Дети при помощи деревянных палочек управляют своими кораблями.

Воспитатель (подводит итог игры): были ли столкновения с айсбергом? Для чего был необходим ледниковый патруль? (Ответы.) А теперь давайте порадуем золотую рыбку и расскажем ей все, что сегодня узнали о свойствах льда.

Золотая рыбка: скажите, пожалуйста, как получаются айсберги и почему они не тонут?

Дети: айсберги - это куски льда, которые откалываются от больших ледников. Вода сильнее льда и выталкивает его на поверхность.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Вы хорошо экспериментировали и замечательно отвечали на вопросы.

Скачать

Бегущая строка

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Канкулятор

Copyright MyCorp © 2019
uCoz