Персональный сайт воспитателя Приходько Анастасии Валерьевны
 ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6—7 ЛЕТ

Планирование. Опытно - экспериментальной работы с детьми 6 - 7 лет  

СЕНТЯБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

«Растения»

 

Организация среды: 3 емкости: с ледяной водой, с про­хладной водой, с теплой водой; 3 срезанных с клумбы цветка, 1—2 растения с наличием в окраске пурпурного пигмента; цве­точный горшок с землей.

Цель опыта — подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

Коррекционные задачи. Учить детей подбирать отно­сительные прилагательные к существительным. Продолжать учить составлять и анализировать предложения об осени. Закреплять умение согласовывать существительные с числи­тельными.

Содержание работы. Срезать цветы на участке и помес­тить их в стаканы с водой разной температуры: ледяной (взятой из холодильника), прохладной и слегка теплой (близкой к ком­натной температуре). Первый стакан поставить в холодильник, второй в прохладное место, третий в тепло. Проверить, через какое время появится разница в состоянии трех цветков и в чем она будет выражаться.

Подобрать 1—2 растения, у которых при общей зеленой окраске стебля и на нижней поверхности листьев присутствует небольшое количество пурпурного пигмента (бегония, колеус). Отсадить несколько побегов в отдельный горшок и после уко­ренения содержать их при температуре 10—15 °С. Через неко­торое время убедиться, что интенсивность пурпурной окраски усилилась. Если такое растение перенести в теплое помещение, новые листья будут зелеными, но в листьях, образовавшихся на холоде, пурпурный пигмент не исчезнет. Таким образом, на од­ном и том же стебле будут находиться листья разной окраски.

Исследовательская деятельность. Укрыть парниковой пленкой клумбы с цветами. После заморозков: листья на дере­вьях и кустарниках почернели, а на укрытых клумбах листья и цветы остались зелеными.

Вывод. Для роста растений необходимо тепло.

ОКТЯБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

«Растения»

Организация среды: 2 емкости с водой, горшок с почвой; 3 емкости: с песком, с глиной, с черноземом; семена растений.

Цель опыта — дать детям представление о наличии в поч­ве питательных веществ, об их необходимости для роста и со­зревания растений, о способах удобрения неплодородных почв.

Коррекционные задачи. Упражнять в умении отвечать на вопросы, образовании однокоренных слов. Развивать тактиль­ное восприятие, мелкую моторику кисти рук. Закреплять поня­тия «поровну», «не поровну», «больше», «меньше».

Содержание работы. Насыпать в банку несколько столо­вых ложек почвы, взятой из цветочного горшка. Затем в бан­ку налить такое количество воды, чтобы ее уровень был на 1—1,5 см выше уровня почвы. Содержимое хорошо пере­мешать и оставить банку на несколько часов. За это время вещества, содержащиеся в почве, растворятся и перейдут в воду. Чтобы процесс шел быстрее, необходимо перемеши­вать почву через 30—60 минут. Дождавшись, когда в оче­редной раз почва осядет и вода станет прозрачной, налить немного жидкости в небольшую металлическую или пласт­массовую емкость и поместить ее в теплое место (на бата­рею отопления). Одновременно в другую банку налить такое же количество чистой водопроводной воды и поставить ее рядом с первой. После выпаривания на дне банки останутся белые пятна, образованные кристаллами солей, содержащих­ся в воде. Сравнить окраску пятен и размер в двух емкостях. Пояснить, что эти соли нужны растениям для нормальной жизнедеятельности.

Насыпать в 3 емкости песок, глину и чернозем. Посеять в них любые семена. Полив осуществлять по мере необходи­мости. Сначала разница между всходами будет незначительной, так как на ранних этапах своего развития проростки питаются запасными питательными веществами, содержавшимися в се­мени. Через несколько дней они перейдут на почвенное пита­ние, и тогда станет заметной разница во внешнем виде экспери­ментальных растений.

Пересадить растения из песка и глины в плодородную поч­ву. Дети делают это самостоятельно, стараясь не повредить кор­ни. Дальнейшие наблюдения покажут, насколько эффективны­ми окажутся принятые меры.

Исследовательская деятельность. Рассмотреть террито­рию участка. Обсудить с детьми, почему на дорожках не растет трава. Предложить потрогать почву в цветнике и на дорожке. Попытаться с помощью палочки сделать в ней ямки. Дети лег­ко выкапывают ямки в цветнике и не могут сделать этого на дорожке. Воспитатель проводит параллель: детям не удалось прокопать землю на дорожке, слабые корни растений не смогут справиться с такой задачей.

Выводы. В почве содержится значительно больше солей, чем в воде. Эти соли нужны растениям для нормальной жизне­деятельности. Человеку тоже нужны соли, поэтому мы всегда подсаливаем свою пищу. А растения берут соли из почвы. Они называются питательными веществами.

Проростки, растущие на черноземе, будут крупными, соч­ными, ярко-зелеными. На песке растения развиваются медлен­нее: они выглядят слабыми и бледно-зелеными. В стаканчиках, заполненных глиной, появление всходов может затянуться, так как маленьким растениям трудно пробиться через тяжелую гли­ну. Их развитие тоже затормозится, поскольку глина плохо про­пускает воду и воздух. Семена растений, упавшие на дорожку, набухнут и даже прорастут. Все равно растения не будут здесь развиваться, так как корни не смогут проникнуть в почву. Обсудить пробле­му «Почему нельзя бегать по клумбам»: это уплотняет почву и ухудшает условия жизнедеятельности корней, а следователь­но, и всего растения в целом.

 

ОКТЯБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

«Вода»

Организация среды: 3 емкости с водой: с холодной, ком­натной температуры, с горячей; трехлитровая банка с водой, противень, несколько кубиков льда.

Цель опыта. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной, ледяной. Показать наглядно принцип образования облаков.

Коррекционные задачи. Закреплять умение образовывать сравнительные прилагательные. Развивать логическое мышле­ние, умение устанавливать причинно-следственные связи, де­лать выводы. Закреплять знания о том, что эксперимент — один из способов познания окружающего мира. Воспитывать культу­ру экспериментальной работы.

Содержание работы. Приготовить 3 емкости с водой: одну с холодной, другую — с водой комнатной температуры, третью — с горячей. Попросить опустить одну руку в емкость с холодной водой, вторую — в емкость с горячей водой. Через несколько минут погрузить обе руки в воду комнатной темпера­туры. Спросить, горячей или холодной кажется вода.

Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положить на противень несколько кубиков льда и пос­тавить его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в ней водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Исследовательская деятельность. Во время прогулки срав­нить перистые облака и кучевые. Перистые облака появляютсяв ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом. Глядя на облака, предложить детям пофантазировать и предста­вить, на кого они похожи, так как облака часто меняют форму.

Выводы. После погружения руки в горячую воду вода ком­натной температуры будет казаться холодной. После погруже­ния руки в холодную воду вода комнатной температуры будет казаться теплой.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования об­лаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, стано­вятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

НОЯБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

«Источники звука и его распространение.

Способы восприятия звуков человеком
и животными»

Организация среды: детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложка, ба­лалайка. Пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.

Цель опыта. Уточнить знание детьми понятия «звук». Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники. Сформировать представление о сходности и разли­чии органов восприятия звуков человеком и животными.

Коррекционные задачи. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции на звук. Закреплять умение строить высказы­вания типа рассуждений. Развивать навык ориентировки в про­странстве.

Содержание работы. Прослушать различные по тембру, громкости и длительности звуки музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, трещотка, погремушка, ложки, балалайка).

Определить отличия музыкальных звуков от звуков челове­ческой речи.

«Звучащий стакан». Надеть резиновое колечко на стакан, приложить стакан дном к уху. Побренчать натянутой резинкой как струной. Что можно услышать?

Рассмотреть схемы строения уха человека и животного. Сравнить ушные раковины у разных детей в группе. Что общее и чем отличаются?

Исследовательская деятельность. Определить отличия звуков природы (шуршание осенних листьев, падающей воды, скрипа снега и др.) от звука музыкальных инструментов и зву­ков человеческой речи.

Закрыть уши руками и прослушать разные звуки. Что про­исходит?

Выводы. Музыкальные звуки человек извлекает из создан­ных им инструментов. Эти звуки имеют различные длитель­ность, тембр, громкость. Из них складываются мелодии. Звуки голоса производятся человеком без помощи искусственных приспособлений. Они тоже бывают разные в зависимости от того, кто их произносит — ребенок или взрослый, мужчина или женщина. Звуки природы существуют независимо от человека, они естественные.

Слышен громкий звук. Предмет звучит, когда он колеблет­ся. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по друго­му предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху. Их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания ре­зинки в эксперименте передаются и воздуху, и корпусу стакана. Поэтому звук слышится громче.

Природа создала у человека и животных орган, специально предназначенный для слушания звуков. У людей уши различа­ются формой линий, но у всех находятся на голове — справа и слева от лица. У животных уши бывают разной формы, корот­кие и длинные, с кисточками на концах и т. д. и располагаются на голове выше, чем у человека. Животные умеют шевелить ушами, а человек — нет.

Когда уши закрыты руками, то звуки слышатся хуже, отда­ленно. Это происходит потому, что колебания воздуха встреча­ют препятствие и не могут проникнуть к барабанной перепон­ке. Уши необходимо беречь от громких звуков.

 

«Электромагнит. Современная техника»

Организация среды: 1 м изолированного провода, длин­ный железный гвоздь, батарейка на 6 вольт, металлические скрепки, салфетка.

       Цель опыта. Развивать любознательность и способности ориентироваться в мире современной техники. Формировать представление об элементарных свойствах магнита.

Коррекционные задачи. Развивать мышление детей (опе­рации анализа и сравнения), умение сопоставлять факты и де­лать выводы. Закреплять навыки количественного счета в пре­делах 10.

Содержание работы. Создание электромагнита «Магнит из гвоздя». Туго намотать провод вокруг гвоздя, оставив у каж­дого конца 15 см свободного провода. Снять изоляцию с обоих концов провода, укрепить концы провода у одного полюса ба­тарейки. Прикоснувшись свободным концом провода к другому полюсу, гвоздь коснется кучки скрепок. Поднять гвоздь, не уби­рая концов провода с полюсов батарейки. Когда гвоздь начнет нагреваться, отсоединить провод от батарейки.

Исследовательская деятельность. «Парящий самолет». Вырезать из салфетки крыло длиной 3 см. Проткнуть его булав­кой посередине, чтобы получился самолет. Привязать к була­вочной головке нитку. Положить магнит на край стола или ска­мейки так, чтобы один его конец выходил за край, и положить на этот конец самолетик. Медленно тянуть нитку, пока самолет не повиснет в воздухе. Что произошло?

Выводы. Скрепки прилипают к гвоздю. Вокруг всех прово­дов есть магнитное поле, которое содержит электрический ток. У прямых проводов магнитное поле очень слабое. В экспери­менте его сила увеличилась благодаря тому, что обмотали про­вод вокруг гвоздя и пропустили по проводу электрический ток из батарейки. Железный гвоздь намагнитился и притянул к себе скрепки. В современной технике человек использует электро­магнит в телевизорах, магнитофонах, лазерах, компьютерах. Самолет остается в воздухе, пока находится близко к маг­ниту. У булавки есть свойства магнита. Булавка и магнит с до­статочной силой притягиваются друг к другу, чтобы преодолеть земное притяжение и заставить самолет находиться в «подве­шенном» состоянии.

 

ДЕКАБРЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Организация среды: таз с водой, куски льда разного раз­мера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, изображения айсбергов, карта или глобус.

Цель опыта. Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Коррекционные задачи. Активизировать и обогащать сло­варь детей существительными, прилагательными и глаголами (Арктика, Антарктика, айсберг; холодный, ледяной, огромный; плавает, тает и т. п.). Закреплять знания о различных агрегатных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном.

Содержание работы. Вспомнить с детьми, чем покрыты реки, озера и другие водоемы зимой. Лед на водоемах — как толстое стекло. Почему его нельзя вставить в окно? (Весной лед тает.) Как можно убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.) Как ускорить этот процесс? (Поставить лед в блюдце на батарею.)

Обратить внимание детей на карту или глобус. Рассказать, что льда много в Арктике и Антарктике. Объяснить, что под лучами солнца ледники тоже тают, но растаять полностью они не могут: арктическое лето короткое и нежаркое. Айсберги — это огромные горы льда, которые откололись от ледяных бе­регов в Арктике или Антарктике и которых течением вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? Предложить детям взять кусочки льда и опустить их в ванну с водой. Лед не тонет. Большая часть айсбергов скрыта под водой. Они плавают в море по 6—12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Айсберги представляют боль­шую опасность для кораблей.

Исследовательская деятельность. Имеет ли форму лед? Раздать детям разные по форме и размеру кусочки льда. Предложить разложить их в разные емкости.

Выводы. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.

Лед не имеет своей формы, куда бы его ни положили, при­чем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Лед — это вода, только в твердом состоянии.

Выталкивающая сила воды больше веса льда.

ДЕКАБРЬ, 4-Я НЕДЕЛЯ

«Твердое тело: керамика, стекло, пластмасса, дерево»

Организация среды: деревянные, стеклянные, пластмас­совые предметы, весы, сантиметр, линейка, таз с водой, элект­рический фонарик.

Цель опыта. Развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет, по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло).

Коррекционные задачи. Закреплять умение рассматри­вать, описывать, сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; подбирать существительные и прилагательные, си­нонимы, однокоренные слова. Развивать способность измерять окружающие предметы, пользуясь стандартными единицами и метрической системой.

Содержание работы. Рассмотреть, пощупать, понюхать, взвесить предметы из стекла, пластмассы и дерева. Определить свойства этих предметов: гладкий, шершавый, теплый, холод­ный, легкий, тяжелый и т. п.

Смастерить из бросового материала (пластмассы, дерева) лодочки. Пустить их в таз с водой. Предложить детям одну стеклянную пластину положить на пластмассовую лодочку, вторую — на деревянную, а третью бросить в таз с водой. Все ли предметы одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с предметом, который то­нет?

Исследовательская деятельность. Познакомить детей со свойством предметов пропускать или задерживать свет (про­зрачность материалов). Предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, пластмассы, дерева). С помощью электрического фонарика оп­ределить, какие из этих предметов пропускают свет, а какие — нет.

Выводы. Твердые вещества бывают разного вида, плотно­сти, веса, прозрачные, гибкие, легкие, твердые.

Деревянные предметы не тонут, пахнут. Если не окрашены, на ощупь теплые. Из твердых материалов (пластмассы, стекла, дерева) изготавливают мебель и строят корабли.

ЯНВАРЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ
«Упрямые предметы»

Организация среды: инерционные машинки, игрушки, санки; коробка, воздушный шарик, фломастеры.

Цель опыта. Познакомить детей с физическими свойства­ми предметов — инерцией. Развивать умение фиксировать ре­зультаты наблюдений

Коррекционные задачи. Обогащать словарь новыми по­нятиями (инерция, трение). Активизировать в речи употребле­ние глаголов (едет, мчится, тормозит, останавливается и т. п.). Активизировать в речи сравнительные прилагательные (длин­нее, короче). Закреплять понятие «длина», продолжать учить измерять длину условной меркой; формировать знания о неза­висимости длины от мерки.

Содержание работы. Взять инерционную машинку, поса­дить в кузов любую игрушку и постепенно разогнать машинку,

не выпуская ее из рук. Машинка едет — игрушка в кузове. Резко остановить машинку. Игрушка от резкой остановки наклонится вперед и вывалится из машинки. Посадить игрушку снова в ма­шинку и резко тронуться — игрушка упадет назад.

Вырезать по середине меньшей стороны коробки отверстие в форме квадрата. Положить в коробку воздушный шарик так, чтобы его отверстие выходило в квадратную дырочку. Надуть шарик и зажать его отверстие пальцами. Положить под коробку фломастеры. Отпустить шар. Шар сдувается, коробка движется вперед.

Исследовательская деятельность. Потереть руки. Объяс­нить, почему ощущается тепло.

Взять санки. Посадить в них игрушку. Разогнать санки. Санки едут — игрушка сидит в санках. Резко остановить сан­ки — игрушка наклонится вперед и вывалится.

Выводы. Предметы не виноваты, что они «упрямые». В фи­зике вместо «упрямство» говорят «инерция». Инерция есть у всех предметов. Инерция проявляется не только тогда, когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться.

Шар сдувается, и коробка движется вперед потому, что вы­ходящий из шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух полностью вышел из шарика, коробка продвинулась еще на некоторое расстояние по инерции и остановилась из-за трения между коробкой и фломастерами. Трение заставляет предметы останавливаться.

Рукам стало тепло, потому что при трении предметы нагре­ваются.

ФЕВРАЛЬ, 2-Я НЕДЕЛЯ

«Путешествие капельки»

Организация среды: электрический чайник, стекло.

Цель опыта. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Расширить представления детей о значении воды для жизни человека. Воспитывать умение договариваться, учиты­вать мнение партнера.

Коррекционные задачи. Упражнять в подборе одноко­ренных слов к заданному слову (снег, вода, пар). Учить обра­зовывать прилагательные от основ существительных (водный, водяной, снежный и т. д.). Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Содержание работы. Налить воду в электрический чай­ник, включить его, понаблюдать с детьми за чайником, на­ходясь на безопасном расстоянии. Вода при нагревании пре­вращается в пар. Поднести к струе пара холодное стекло. Подержав его некоторое время над паром, выключить чайник. Посмотреть, что произошло со стеклом. На стекле появятся капельки воды.

Исследовательская деятельность. Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или на руке. Почему? Что образуется из снега? Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быст­рее.

Выводы. Перед опытом стекло было сухим и чистым. Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Так происходит круговорот воды в природе.

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднима­ется пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превраща­ется в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем или снегом на зем­лю. Снежинки образуются так же, как и капельки дождя. Когда очень холодно, капельки воды превращаются в кристаллики льда — снежинки — и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговоротом воды в природе. «Как растения дышат и зачем им вода»

Организация среды: цветок в горшке, вазелин, 2 срезан­ных цветка; 2 сосуда с водой: один с прокипяченной и охлаж­денной до комнатной температуры, второй — с холодной, нали­той из крана; 3 баночки с водой.

Цель опыта. Определить, с какой стороны листа в расте­ние проникает воздух. Показать, как вода влияет на растение в зависимости от температуры.

Коррекционные задачи. Активировать в речи прилага­тельные и глаголы (теплая, холодная, ледяная; вянет, замерза­ет и т. п.). Закреплять умение составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжать формиро­вать знания о независимости объема жидкости от величины мерки.

Содержание работы. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю сторону 4-х листочков растения. Намазать толс­тый слой вазелина на нижнюю сторону других 4-х листочков. Ежедневно в течение недели наблюдать за листьями. Есть ли ка­кая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу? Листья, на которые вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Взять два сосуда: один с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой, второй — с холодной водой из-под крана. Поместить оба цветка в сосуды с водой разной температуры. Первое наблюдение провести тогда, когда вода во втором сосуде приобретет комнатную температуру и на его стенках появятся пузырьки воздуха. Во все последующие дни цветам обеспечить одинаковый уход: ежедневно обмывать кон­чики стеблей и наливать свежую воду, только в первый сосуд продолжать наливать кипяченую воду комнатной температу­ры, во второй — холодную из-под крана. При переносе цветов в новую воду стараться не оставлять их на воздухе и не подсу­шивать срез. Разница в продолжительности жизни цветов будет значительной.

Исследовательская деятельность. Приготовить баночки с одинаковым объемом воды. Одну баночку поместить на по­верхности сугроба, другую зарыть неглубоко в снег, третью зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в ба­ночках.

Выводы. Отверстия на нижней поверхности листьев — устьица — служат для движения газов внутри листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необ­ходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и пре­пятствуя выходу из листа излишков кислорода.

В кипяченой воде цветы сохраняются значительно дольше. Пузырьки воздуха, образующиеся в холодной воде, забивают трубочки стебля, и движение воды нарушается. В процессе кипячения воздух из воды удаляется, и ее движение в стебле не нарушается.

В сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни де­ревьев и кустарников.

МАРТ, 2-Я НЕДЕЛЯ
«Смена времен года»

Организация среды: настольная лампа, глобус, большой круг из бумаги.

Цель опыта. Показать детям на наглядной модели причину смены времен года. Воспитывать культуру экспериментальной работы. Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Коррекционные задачи. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Формировать у детей знания о том, что эксперимент — один из способов познания окружающего мира. Воспитывать культуру экспериментальной работы.

Содержание работы. Вспомнить с детьми о том, что глобус — уменьшенная во много раз модель нашей пла­неты. Найти на ней нашу страну — Россию. Предложить

представить, что в определенной точке на потолке находится Полярная звезда. Глобус должен стоять так, чтобы его стер­жень — или земная ось — все время был направлен на эту «звезду». На стол поставить лампу — она будет изображать солнце. Включить лампу — она осветит глобус. Лампа долж­на стоять в центре большого круга, который изображает ор­биту, то есть путь нашей планеты вокруг Солнца. По краю этого круга передвигать глобус справа налево против часо­вой стрелки — именно так движется Земля вокруг Солнца. Положение зимнего солнцестояния — 22 декабря. В этот день большая часть северного полушария находится в тени или ос­вещена косыми лучами солнца. Передвинуть глобус в другое положение. Проследить, чтобы ось Земли была по-прежнему направлена на Полярную звезду. Освещение Земли измени­лось. Граница света и тени делит земной шар пополам. Земля стала получать больше света и тепла. День стал длиннее, а температура повысилась — наступила весна.

Исследовательская деятельность. Солнце дает Земле свет днем и ночью. Земля вращается вокруг своей оси с большой ско­ростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к солнцу, — ночь, на дру­гой — день. Звезды и днем остаются на небе, только мы их не ви­дим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд. Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе. Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попа­дается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Провести наблюдения утром, в полдень и вечером.

Выводы. Наша страна находится в северном полушарии. Когда это полушарие находится в тени и получает мало света и тепла, температура понижается, наступает зима. Самая длин­ная ночь и самый короткий день бывают 22 декабря.

Когда Земля получает света и тепла больше, температура повышается, день становится длиннее, ночь короче — наступа­ет весна. День весеннего равноденствия — 22 марта.

В полдень солнце стоит прямо над головой — тень очень короткая, рано утром и вечером солнце на небе опускается — тени становятся длинными.

 

«Строение семени»

Организация среды: пакетики или прозрачные емкости с семенами.

Цель опыта. Изучить строение семени, найти в нем ма­ленькое растение. Увидеть сходство в строении семян разных растений.

Коррекционные задачи. Продолжать развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом; упражнять в построении предложений разных типов. Развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах 20. Закреплять представления о различных геометрических фи­гурах.

Содержание работы. Рассмотреть семена разных расте­ний, собранных осенью. В коллекции должны быть представле­ны семена всех известных детям огородных растений, растений цветника, плодовых деревьев и кустарников, которые они в свое время находили в детском саду и приносили из дома. Работая со своей коллекцией, дети убедятся, что все семена отличают­ся друг от друга по форме, цвету и размеру. Некоторые семена очень крупные — у персика, абрикоса, сливы. Некоторые имеют средние размеры — это семена фасоли, гороха, тыквы, вишни, подсолнечника. Совсем мелкие семена имеют редис, петрушка, укроп, одуванчик и др.

Одно или несколько семян, предварительно выдержанных в воде в течение суток (фасоль, горох) или одной ночи (тыква, огурцы), поместить во влажную среду. Спустя 2—4 дня семена прорастут. Проросшие семена посадить в почву и продолжить за ними наблюдения.

Исследовательская деятельность. Сравнить иву с дру­гими разновидностями этого дерева (вербой): почки, стебли, расположение веток. Найти на участке деревья с оставшимися с осени семенами и по семенам определить деревья.

Выводы. Семена имеют более или менее правильную круглую или овальную форму. У сливы, персика, вишни онизащищены очень твердыми оболочками. У других растений, например у фасоли, гороха, редиса, капусты, никаких защит­ных оболочек нет. Семена различных видов клена, ясеня, липы снабжены крылатками. Семена тополя, одуванчика — пушин­ками. У чертополоха, череды — липучки. Все названные при­способления способствуют распространению семян в природе.

Мелкие семена могут прорасти раньше. Первым у них по­явится корешок, спустя несколько дней — стебелек с первыми листьями. Рассмотрев проростки, дети увидят, что одни выгля­дят как бы старше, другие — младше.

АПРЕЛЬ, 1-Я НЕДЕЛЯ

«Сила тяготения»

Организация среды: глобус, разные по весу небьющиеся предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов (пластмассового, деревянного, металлического), мячи.

Цель опыта. Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает пред­меты и любые тела к земле.

Коррекционные задачи. Упражнять в умении согласовы­вать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже. Развивать пространственное воображе­ние.

Содержание работы. Внести глобус — модель Земли. Провести беседу о том, почему, если Земля круглая, реки и моря не выливаются? Что заставляет их течь по Земле? Есть невиди­мая сила — сила тяготения, которая притягивает реки и моря к себе. Предложить детям подпрыгнуть, оторваться от земли и задержаться в воздухе. Человек не может летать — его притя­гивает к земле сила тяготения. Предложить взять любые пред­меты со стола и попробовать отпустить их из рук, подбросить вверх. Все предметы — и легкие, и тяжелые — падают вниз.

Исследовательская деятельность. Предложить детям за­пустить в небо бумажный самолетик, подбросить мячи разных размеров и т. д. Все предметы упадут на землю.

Выводы. Сила, которая притягивает любые тела и предме­ты к Земле, называется силой тяготения. Если бы не было силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли. Они отрывались бы от нее и улетали в космос.

АПРЕЛЬ, 3-Я НЕДЕЛЯ

«Почему в космос летают на ракете?»

 

Организация среды: ножницы, линейка, белый мелок, ка­рандаш, клейкая лента, бумага черного цвета, лист бумаги бело­го цвета, воздушные шары.

Цель опыта. Установить, почему звезды движутся по кру­гу. Уточнить представления детей о принципе работы реактив­ного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Коррекционные задачи. Обогащать словарь: Вселенная, Солнечная система, планеты, спутник Земли, космодром, сопло, реактивный двигатель, невесомость. Развивать умение строить распространенные предложения типа суждений. Формировать умение работать с картой-схемой.

Содержание работы. Вырезать из бумаги черного цвета круг диаметром 15 см. Наугад нарисовать мелом на черном кру­ге 10 маленьких точек. Проткнуть круг по центру карандашом и оставить его там, закрепить снизу клейкой лентой. Зажав ка­рандаш между ладонями, прокрутить его — на вращающемся бумажном круге появятся световые кольца.

Исследовательская деятельность. Можно ли летать в кос­мос на самолете? Самолет в космос не может полететь, потому что там нет воздуха. Взять белый лист бумаги, сильно подуть под ним — листок начнет подниматься. Самолет так же взлета­ет и летит, опираясь крыльями на воздух.

Надуть воздушные шарики и крепко сжать горлышко. Внутри шарика воздух, он не может вырваться наружу. Разжать пальцы — воздух устремится наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противо­положном направлении от выходящей из него воздушной струи.

Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По коман­де «Зажигание!» горючее вспыхивает и начинает гореть, пре­вращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты — сопло. Струя газа ле­тит в одну сторону, а ракета от его толчков — в противополож­ную. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении.

Выводы. Наше зрение на некоторое время сохраняет изоб­ражение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изоб­ражения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом мно­гочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине  длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, дви­жется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

Земля наша очень сильная: все притягивает к себе и нику­да от себя не отпускает. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь. Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты есть такой мощ­ный двигатель, который может разогнать ее до такой скорости. Ракета — пока самый быстрый вид транспорта на Земле, благо­даря тому что у нее особый двигатель — реактивный.

                                                                                                                                                     Скачать

Суббота, 20.04.2024, 19:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz