Персональный сайт воспитателя 
Приходько Анастасии Валерьевны
Главная  Мой профильРегистрация 
Меню сайта

Снегопад

Перспективный план работы по теме "Полезные ископаемые" в подготовительной к школе группе 

Цели работы: дать детям представления о полезных ископаемых, залегающих в глубинах и на поверхности зем­ли. Рассказать, почему они «ископаемые» и почему «по­лезные». Познакомить детей с разнообразием богатств Братского района. Прививать интерес к исследованию

природных ресурсов и учить рационально их использовать в будущем.

Сентябрь

Тема: «Кто такие геологи и чем они занимаются?»

Работа в уголке природы:

Продолжать знакомить детей с интересными профессия­ми, дать представление о структуре трудового процесса геолога (цель и мотив, материалы, инструменты, оборудование, трудо­вые действия, результат).

Дать представление о роли современной техники и обо­рудования в трудовой деятельности геологов (ускорение полу­чения результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда геологов).

Воспитывать в детях чувство уважения и благодарности к геологам, благодаря труду которых люди узнали места, где за­легают полезные ископаемые.

Работа с картой

Показать условные обозначения основных полезных иско­паемых на карте.

Тема: «Песок - природный материал».

Работа в мини – лаборатории

1.    Познакомить детей с песком — рыхлой горной по­родой. Выявить в лаборатории свойства влажного и сухого песка.

2.    Продолжать учить детей работать за лабораторными сто­лами, с лабораторной посудой.

Работа в уголке природы

Рассказать (с использованием ширмы) о применении квар­цевого песка:

—    в строительстве (применяется как добавка при строи­тельстве дорог, при изготовлении цемента и скреплении этим раствором кирпичей при постройке зданий);

—     при производстве стекла и зеркал;

—     при производстве стеклянной посуды и хрусталя;

—     для обустройства пляжей.

Работа с картой

Нанести на карту района места добычи песка, песчаных ка­рьеров (работа с условным обозначением).

Октябрь

Тема: «Бывают ли мягкие камни?» («Что делают из гли­ны?»).

Работа в уголке природы

1.    Продолжать знакомить детей с новыми интересными профессиями (гончар, скульптор), с различными изделиями из глины (сувениры, посуда).

2.    Рассказать, что в природе глина встречается разного цве­та (красная, белая, голубая, коричневая) и разного качества; из белой глины делают столовую посуду.

3.    Дать представление о способах изготовления кирпича и его значении в строительстве.

Работа в мини – лаборатории

1.    Выявить свойства и качества сухой и влажной глины.

2.    Показать состав глины (полевой шпат и слюда), сравнить ее с камнем. Рассказать о том, что под воздействием рук чело­века влажная глина становится пластичной и хорошо лепится. Сравнить песок и глину, подвести детей к выводу о том, что пластичность глины человек использует для изготовления по­суды.

Работа с картой

Нанести на карту условные обозначения.

Тема: «Какой он, цемент?»

Работа в уголке природы       

1.    Продолжать формировать у детей интерес к разнообраз­ным природным ресурсам.

2.    Познакомить с породой мергель и с переработкой мерге­ля в цемент.

3.    Рассказать с помощью моделей об этапах получения цемента на цементном заводе родного города:

—     добыча мергеля в карьере;

—     доставка в сырьевой цех;

—     обжиг породы в печах;

—     цех помола;

—     цех готовой продукции (упаковка);

—     транспортировка цемента грузовым транспортом и же­лезной дорогой в разные пункты.

4. Наглядно (с помощью ширмы) показать применение це­мента в строительстве.

Работа с картой

Поработать с картой района — нанести условное изображе­ние цемента на месте расположения г. Вихоревка.

Работа в мини - лаборатории

1.    Выявить вяжущие свойства цемента.

2.    Изготовить из цемента плиты-кирпичики и выполнить совместную постройку «Плиточный домик».

 

Ноябрь

Тема: «Щебень и гравий — бутовый камень».

1.    Закрепить знания детей о разработке карьеров при до­быче полезных ископаемых, находящихся под землей, работе подрывников (сложная и опасная).

2.    Познакомить с новой породой — бутовым камнем. Рассмотреть схему завода по переработке бутового камня в ще­бень, крошку, гравий. Рассказать об их применении в строи­тельстве дорог, мостов, изготовлении железобетонных плит.

Работа с картой                                          

Нанесение условных обозначений щебня и крошки (бутово­го камня) на карту района.

Работа в мини – лаборатории

1.    Рассмотреть бутовый камень, щебень, гравий. Выявить их основных свойства (цвет, блеск), сравнить по плотности/рыхлости с песком, по тяжести/легкости между собой. Выявить, как ведут себя эти материалы в различных средах — на воздухе, в воде, в цементе.

2.    Сравнить две плиты (одна из цемента, а другая из смеси цемента и щебня) по хрупкости.

Объяснить детям, что щебень и гравий — нужные ком­поненты для производства строительных растворов, они прида­ют большую прочность изделиям и покрытиям.

 

Тема: «Известняк».

1.   Закрепить знания детей о том, что все природные богат­ства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверх­ности и используют в хозяйстве, — это полезные ископаемые. Рассказать о том, что наш район богат полезными ископаемы­ми, многие месторождения уже открыты.

2.    Дать понятие об извести, получаемой из известняка.

3.   Показать известняк и известняк-ракушечник, рассказать о них.

Работа в мини-лаборатории

1.   Рассмотреть известняк, выявить его основные свойства, сравнить с известняком-ракушечником — выявить их сходства и различия, растворимость в жидкостях.

2.   Рассказать об использовании и значении известняка в строительстве, в быту, в сельском хозяйстве.

Работа с картой

Нанести на карту условные обозначения известняка.

Декабрь

Тема: «Каменный уголь и мел».

1.   Познакомить детей со свойствами каменного угля и мела.

2.   Используя схему (разрез шахты), дать детям представ­ление о том, как происходит добыча каменного угля закрытым способом, как каменный уголь и мел используются человеком (отапливание помещений, заводов, изготовление лаков, красок, лекарств и др.).

3.   На моделях показать этапы образования каменного угля в толще земли.

Работа в мини- лаборатории

1.   Закрепить умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать у детей сенсорные ощущения.

2.   Определять основные свойства каменного угля (цвет, блеск, прочность, прозрачность, шероховатость, способность оставлять следы, нерастворение в жидкостях).

Работа с картой

Нанести условные обозначения каменного угля и мела (мес­торождения Братского района).

Январь

Тема: «Простые и ценные камни в природе».

1.  Продолжать развивать у детей интерес к явлениям нежи­вой природы.

2.  Дать детям представление о том, что камни в природе есть везде — в земле, по берегам рек и озер, на дне морей; кам­ни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений.

3.  Показать детям, что гранит состоит из отдельных зерен (кварца, слюды и полевого шпата).

4.  Дать представление о поделочных камнях (мрамор, гра­нит), которые хорошо полируются и благодаря этому применя­ются для отделки зданий, изготовления постаментов, памятни­ков.

Работа в лаборатории

Развивать сенсорные ощущения; умение обследовать камни и полезные ископаемые с помощью органов чувств; называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, глад­кий, тяжелый, блестящий, красивый, округлый, угловатый, ока­танный, отполированный).

Работа с картой

Нанести условные обозначения гранита и мрамора (Братский район и другие местности, например).

Февраль

Тема: «Железная руда».

Дать детям представление о том, что железная руда — цен­нейшее полезное ископаемое, ее добыча происходит глубин­ным и открытым способами.

Работа в лаборатории

1.   Определить цвет железной руды (темно-коричневый).

2.  Поднеся магнит к кусочкам железной руды, выявить свойство намагничивания.

Делая манипуляции с железной рудой, определить, что это плотное, мелкозернистое вещество. Руда тяжелая, тяжелее гранита. Она прочнее угля (он хрупок). Основное ее свойство — плавкость. Из железной руды получают чугун в доменных печах и сталь в мартенах. Продолжать знакомить детей с почетными профессиями горняка, сталевара, металлурга.

3.   Путем моделирования показать процесс превращения железной руды в чугун и сталь.

Работа в уголке природы

1.   Используя физическую карту страны, рассказать о том, что Россия по запасам железной руды первая в мире. Показать месторождения в разных районах страны.

2.   Используя стенды, показать детям, как много изделий получают из железной руды (станки, вагонные колеса, батареи, сковороды, рельсы, сельхозтехнику и детали машин, ножницы, металлические листы, листы для производства банок для упа­ковки консервов, гвозди, ложки, отвертки, сверла и т. п.).

Март

Тема: «Камень, рожденный деревом».

1.   Закрепить знания детей об объектах неживой природы (мел, уголь, мрамор, гранит).

2.   Познакомить с камнем, рожденным деревом, — солнеч­ным янтарем (этапы образования из смолы).

3.   Воспитывать бережное отношение к полудрагоценным и драгоценным камням, учить детей видеть красоту камня.

4.    Рассказать об использовании янтаря.

Работа в мини – лаборатории

1.   Продолжать учить детей выделять основные свойства янтаря, необработанного и обработанного человеком (цвет, глад­кость, шероховатость; мягкий, легко крошится, мутный, тусклый, не сверкает, не блестит), закрепить умение работать с лупой.

2.   Опытническая деятельность с заменителем смолы — клейкой лентой.

Работа в уголке природы

1.   Работа с физической картой России.

2.   Рассказ о драгоценных металлах, в которые оправляют драгоценные камни (золото, серебро).

3.   Рассматривание картины В. Васнецова «Три царев­ны подземного царства». Первая царевна — владычица меди,

вторая — серебра, третья — золота. Рассказать детям, что они олицетворяют богатство подземных недр земли русской, Российской.

 

Апрель

Тема: «Соль в солонках».

Предварительная работа: чтение сказки «Откуда соль бе­рется?» Л. Мезинова.

Рассказать детям о том, что для приготовления пищи ис­пользуют каменную (поваренную) соль, так как основное ее свойство — соленость. Подвести детей к выводу о том, что ка­менная соль — важнейшее полезное ископаемое.

Работа в мин -  лаборатории

1.   Путем проведения лабораторных опытов выявить ос­новные свойства каменной соли (белого цвета, состоит из отде­льных кристалликов кубической формы, плотно прилегающих друг к другу; соль похожа на камень, легко растворяется в воде, имеет соленый вкус, при ударе рассыпается на отдельные крис­таллики и т. д.).

2.   Экспериментом доказать детям, что соль может откла­дываться на предметах и объектах путем выпаривания из насы­щенного соляного раствора.

3.   Рассмотреть на рисунках-схемах работу горняков в соля­ных шахтах.

4.   Рассказать об основных месторождениях каменной соли в нашей стране (озеро Баскунчак, горы Карпаты). Отметить их на физической карте России, рассказать о применении камен­ной соли (употребляют в пищу, служит для получения соды, со­ляной кислоты, хлора и других веществ).

5.   Рассказать детям о том, что соль используют лесники для подкормки лесных обитателей (лизунцы), о лечебных свойствах соляных пещер (в них хранят древние книги, вещи).

6.   Рассказать детям о том, что, кроме каменной соли, до­бывают калийную соль, которая по внешнему виду похожа на обычную каменную соль, но бывает окрашена примесями в различные цвета. Много калийной соли добывается на Урале (Соликамск). Калийная соль — ценное удобрение. Эти удобре­ния вносят под картофель, морковь, лук, чеснок и другие рас­тения. Их применяют фермеры на лугах для улучшения укоса травы на корм скоту (сена).

 

Май

Тема: «Кладовая земли».

1.   Закрепить у детей первоначальные представления о внутреннем содержании земли.

2.   Развивать у детей любознательность, интерес к природ­ным ресурсам,

3.   Воспитывать разумное отношение к богатствам природы родного края (в форме развлечения).

Скачать

Бегущая строка

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Канкулятор

Copyright MyCorp © 2019
uCoz