БЛОЧНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Задачи
Материалы и оборудование
|
Эксперименты
|
Сентябрь
Блок 1 — экспериментирование с водой
|
Задачи
Знакомить детей с эффектом преломления света в воде.
Напомнить правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Учить фиксировать результаты эксперимента в рабочих листах
Материалы и оборудование Вода, кукла Почемучка, стеклянный стакан или банка, цветной карандаш, рабочие листы, карандаши, иллюстрации примеров преломления света, например весло, опущенное в воду.
|
«Сломанный карандаш»
Почемучка показывает детям целый карандаш и говорит о том, что сможет его сломать, а затем показать абсолютно целым. Дети рассматривают оборудование, проводится беседа о соблюдении правил техники безопасности при пользовании стеклянной посудой. Дети наливают воду в стакан или банку, опускают в нее цветной карандаш, затем, передвигая банку или меняя свое местоположение, наблюдают за тем, как «ломается» карандаш. Достав карандаш, убеждаются в том, что он целый. Воспитатель объясняет, что мы видим предметы потому, что от них отражается свет, в воде и в воздухе свет ведет себя по-разному, при переходе из воды в воздух лучи света ломаются. Ученые называют это преломлением света.
|
Задачи
Дать детям представление о поверхностном натяжении воды.
Развивать любознательность, мыслительную активность.
Учить самостоятельно проводить опыты, формулировать умозаключения.
Материалы и оборудование
Вода, кукла дед Наум; изображения водомерки на воде и бегущей по воде ящерицы василиска; салфетки, чашки, кусочки газетной бумаги больше размера иглы, иголки, зубочистки или другие палочки, карандаши, рабочие листы.
|
«Плавающая игла»
Дед Наум показывает детям изображение водомерки или ящерицы, бегущих по воде, рассказывает детям о том, что вода имеет на своей поверхности очень тонкую, но прочную пленку. Проводится беседа о правилах техники безопасности.
Детям предлагают ответить, какие предметы могут плавать, может ли плавать игла? Дается словесная инструкция для проведения опыта. На поверхность воды в чашке положить кусочек газеты, на него осторожно поместить иглу, затем палочкой осторожно утопить газету. Игла останется плавать. Если игла утонула, для повторного эксперимента ее следует просушить салфеткой. Выводы фиксируются в рабочих листах.
|
Октябрь
|
Задачи
Познакомить детей с компасом — прибором, помогающим ориентироваться в пространстве.
Учить самостоятельно изготавливать компас из подручных материалов (практическое применение экспериментирования).
Материалы и оборудование Вода, салфетки, кусочки шелковой или шерстяной ткани, чашки, кусочки газетной бумаги больше размера иглы, иголки, зубочистки (или другие палочки), карандаши.
|
«Изготовление водного компаса»
Воспитатель рассказывает детям о том, что в лесу заблудиться очень просто, найти дорогу домой поможет компас — такое устройство, стрелка которого всегда показывает на север. (Рассматривание компаса.) Однажды туристы потеряли компас и заблудились. Как туристам попасть домой? (Дети высказывают свои предположения.).
Эксперимент аналогичен предыдущему, но перед тем как положить иглу на воду, один ее конец необходимо намагнитить (потереть) шерстяной тканью. При попадании в воду игла повернется, указывая намагниченным концом на север
|
Блок 2 — экспериментирование с воздухом.
|
Задачи
Развивать любознательность, интерес к экспериментированию. Продолжать учить проводить опыты спокойно, аккуратно, фиксировать результаты в рабочих листах
Материалы и оборудование Письмо и посылка от Почемучки, бутылка с мыльным раствором, тарелки, мелкие игрушки, воронка, рабочие листы, карандаши.
|
«Мыльные пузыри»
Дети получают посылку от Почемучки — бутылочку с раствором для мыльных пузырей и письмо, в котором говорится о волшебных свойствах жидкости: пузыри можно выдуть большие, красивые, внутрь можно поместить фигурку или мелкую игрушку.
Дается словесная инструкция, при необходимости показ приема. Дети наливают в тарелку немного раствора, ставят на середину мелкую игрушку, все накрывают воронкой, опуская ее края в раствор. Через узкую часть воронки выдувают пузырь, поднимая воронку, затем убирают ее. Результаты опыта фиксируются в рабочих листах.
|
Задачи
Дать возможность увидеть процесс образования кристаллов льда — момент перехода воды из жидкого со-стояния в твердое.
Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы.
Материалы и оборудование Соломинки, мыльный раствор; в группе — карандаши и рабочие листы.
|
«Пузыри на морозе, или как образуются снежинки?»
Воспитатель беседует с детьми о том, откуда в облаках появляются снежинки. Затем предлагает детям выдуть мыльные пузыри на улице в морозную погоду, понаблюдать, как прямо на глазах будут образовываться снежные кристаллы и собираться в цветы и снежинки.
|
Блок 3 — экспериментирование с электричеством
|
Задачи
Продолжать знакомить детей с примерами проявления электричества. Развивать мыслительную активность
Материалы и оборудование Кукла дед Наум, листы газет формата А4, карандаши, рабочие листы.
|
«Послушная газета»
К детям приходит дед Наум и приносит газету. Он рассказывает о том, что газета волшебная и ее можно повесить на стену без клея. Дети пробуют, но газета падает. Если дети не догадываются, в чем секрет, им предлагают растереть газету ладонями. Проводится обсуждение: что помогает газете висеть на стене? Дети высказывают свои предположения, фиксируют результаты в рабочих листах. Вывод: газету удерживает на стене электричество. (Эксперимент проводится на теплой стене, с просушенной газетой и сухими руками.)
|
Задачи
Продолжать знакомить детей с примерами проявления электричества. Развивать произвольное внимание, мыслительную активность
Материалы и оборудование Листы просушенной газеты, ножницы, карандаш, рабочие листы.
|
«Бумажная борода»
Воспитатель беседует с детьми о наличии в природе электричества (молния, искры при снятии одежды из синтетики, прилипание волос к расческе...), рассказывает о том, что электричество скапливается на поверхности различных предметов.
Проводится эксперимент. Газету прилепляют к стене, разглаживая ее ладонями, затем нарезают газету на полоски, не снимая со стены и не дорезая до верха. Снимают газету со стены и скручивают верхнюю часть бумажной «бороды». Газетные полоски не повиснут — отталкиваясь, они образуют колокол. Полоски отталкивает электричество. Результаты дети фиксируют в рабочих листах.
|
Блок 4 — экспериментирование с силами природы
|
Задачи
Продолжать знакомить детей с примерами проявления силы инерции. Побуждать самостоятельно мыслить, высказывать свои предположения.
Развивать речевую и мыслительную активность
Материалы и оборудование Пустая прозрачная бутылка с широким горлышком, бумажное кольцо (2—2,5 см шириной, 10 см в диаметре; дети могут склеить его сами), монета, линейка или деревянная палочка, карандаши, рабочие листы.
|
«Упрямая монета»
Воспитатель беседует с детьми о том, что на предметы действуют разные силы (сила тяготения, при движении — сила инерции).
Дается словесная инструкция для проведения эксперимента. Поставить пустую бутылку, на ее горлышко установить бумажное кольцо, сверху на кольцо положить монету (точно над горлышком). В кольцо ввести линейку или палочку, ударить горизонтально по кольцу. Что произошло с монетой? (Кольцо отлетело, а монета упала в бутылку.) Дети рассуждают, при помощи воспитателя (в случае затруднения) делают вывод: на монету действует сила инерции. Результаты фиксируют в рабочих листах.
|
Задачи
Продолжать знакомить детей с примерами проявления силы инерции. Побуждать самостоятельно мыслить, высказывать свои предположения.
Развивать речевую и мыслительную активность
Материалы и оборудование Кукла Почемучка, полоска бумаги 20 см длиной и 2 см шириной, 2—3 монеты.
Художественное слово:
«Упрямые вещи на свете живут — Инерцией это упрямство зовут».
|
«Не урони»
Почемучка приносит детям полоски бумаги и монеты, рассказывает о том, что дед Наум задал ему задачу: положить один конец полоски бумаги на стол, на него стопкой уложить монеты, убрать бумагу со стола так, чтобы не уронить монеты. Дети проводят эксперимент (берут свободный конец полоски рукой, а пальцами другой руки резко ударяют посередине полоски), рассуждают и объясняют Почемучке, что на монеты действует сила инерции. Результаты фиксируются в рабочих листах.
|
Задачи
Дать детям представление о действии на некоторые предметы центробежной силы.
Учить рассуждать, высказывать свои предположения
Материалы и оборудование Кукла дед Наум, детские ведерки, мячик, вода, карандаши, рабочие листы.
Правила техники безопасности: «Пролилась у нас вода — тряпка выручит всегда», «Не надо близко подходить, чтоб удар не получить».
|
«Не вырони»
Дед Наум приносит детям ведерко с мячом или другой игрушкой. Задает вопрос: «Можно ли перевернуть ведро, чтобы мяч не выпал?» Дети пробуют — не получается.
Наум рассказывает о том, что на предметы, которые движутся по кругу, действует центробежная сила, и показывает, как не выронить мяч. Дети выполняют, затем им предлагается провести эксперимент с водой. Дети делают выводы, результаты фиксируют в рабочих листах.
|
Блок 5 — экспериментирование с магнитом
|
Задачи
Продолжать знакомить детей со свойствами магнита.
Побуждать соблюдать правила техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивать мыслительную и речевую активность.
Материалы и оборудование.
Кукла дед Наум, карандаш, картон, металлические опилки, магнит, полиэтиленовый мешок для сбора опилок
|
«Магнитный ежик»
К детям приходит дед Наум и беседует с детьми о том, что они знают о свойствах магнита (притягивает металлические предметы). Наум говорит о том, что с помощью магнита можно рисовать, но не так красиво, как карандашами, красками и песком. Детям предлагается нарисовать на картоне карандашом мордочку ежика, насыпать на картон металлические опилки, снизу подставить магнит, понаблюдать за состоянием опилок (чем сильнее магнит, тем красивее получаются иголки у ежа).
Затем детям предлагается подумать над тем, как быстро и чисто собрать опилки, если их просыпали. (Магнит завернуть в полиэтилен, собрать опилки на полиэтилен, стряхнуть их в нужном месте, отделив мешок от магнита.)
|
Задачи
Развивать любознательность, умение доводить начатое дело до конца, мыслительную и речевую активность.
Материалы и оборудование.
Кукла Почемучка, магниты, металлический предмет, мерка, карандаши, рабочие листы.
|
«Измерение силы магнита»
Почемучка рассказывает детям о том, что он нарисовал большую картину, хотел повесить ее на магнитную доску, но картина упала. Дети высказывают свои предположения о том, почему это произошло. Затем проводится эксперимент с разными магнитами — меркой замеряется расстояние, с которого магнит начинает притягивать предметы. Результаты фиксируются в рабочих листах.
|
Скачать |
|
Вход на сайт |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Календарь |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|